Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Айшхановой Н.Б. (доверенность от 24.12.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июля 2011 года по делу N А19-6349/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Панькова Н.М., Басаев Д.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Труд" (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ИРО ФСС РФ, учреждение) в лице филиала N 7 о признании неправомерными действий филиала N 7 ГУ ИРО ФСС РФ по применению при определении пособия по временной нетрудоспособности районного коэффициента 1.2 вместо 1.3 в отношении работников ООО "Труд"; признании недействительным решения от 29.03.2011 N 9 в части отказа в зачете расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 38 088 рублей 99 копеек; обязании зачесть произведенные расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 38 088 рублей 99 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 июля 2011 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение заместителя директора филиала N 7 государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.03.2011 N 9 в части отказа в зачете расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 38 088 рублей 99 копеек.
Также суд обязал государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 7 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем зачета произведенных расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 38 088 рублей 99 копеек.
В удовлетворении требований о признании неправомерными действий филиала N 7 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по применению при определении пособия по временной нетрудоспособности районного коэффициента 1.2 вместо 1.3 в отношении работников ООО "Труд" суд отказал.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда 30 сентября 2011 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей, с учетом районного коэффициента - 20 700 рублей. Вместе с тем обществом применялся повышенный максимальный размер ограничения в размере 22 424 рубля, что не отвечает положениям названного Закона.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУ ИРО ФСС РФ проведена документальная выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ, за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
В ходе проведения проверки учреждением установлено неправомерное применение обществом районного коэффициента 1.3 при начислении пособий по временной нетрудоспособности.
Результаты проверки отражены в акте от 02.03.2011 N 9 с/с.
Решением от 29.03.2011 N 9 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" обществу отказано в принятии к зачету расходов в сумме 41 259 рублей 78 копеек.
В этой связи общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что обществом правомерно применен коэффициент 1.3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности, в связи с чем расходы по данным пособиям заявлены обоснованно.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 действовавшего в спорный период постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено было право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Как установлено судами, главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта 28.01.1993 принято постановление N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1.6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1.4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1.3.
Законность указанного нормативного акта была оспорена ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" в Иркутском областном суде. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007, Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1 в удовлетворении заявленных требований было отказано, суды пришли к выводу о законности оспариваемых положений постановления N 9 от 28.01.1993 и их непротиворечии федеральному закону.
ООО "Труд" расположено в Нукутском районе Усть-Ордынского Бурятского округа, являющегося административно-территориальной единицей с особым статусом в составе Иркутской области (статья 5 Федерального Конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" от 30.12.2006 N 6-ФКЗ). Ранее Усть-Ордынский Бурятский автономный округ также входил в состав Иркутской области, что следует из Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, принятого постановлением Законодательного собрания Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 30.05.1995 N 92 и декларации об экономическом самоопределении округа от 03.09.1990.
Принимая во внимание изложенное, суды правильно указали на то, что применение обществом коэффициента 1.3 при определении размера пособий по временной нетрудоспособности является правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В этой связи, учитывая, что общество правомерно применяло коэффициент 1.3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности и источником финансирования выплаты таких пособий, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности является Фонд социального страхования Российской Федерации, суды правильно отклонили довод учреждения о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент 1.2, выплачиваются за счет организации.
Учреждением в кассационной жалобе заявлен довод о том, что согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей, с учетом районного коэффициента - 20 700 рублей. При этом обществом применялся повышенный максимальный размер ограничения в размере 22 424 рубля, что не отвечает положениям названного Закона.
Вместе с тем, учитывая, что общество правомерно применяло коэффициент 1.3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности, данный довод учреждения не может быть признан состоятельным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июля 2011 года по делу N А19-6349/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Труд" расположено в Нукутском районе Усть-Ордынского Бурятского округа, являющегося административно-территориальной единицей с особым статусом в составе Иркутской области (статья 5 Федерального Конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" от 30.12.2006 N 6-ФКЗ). Ранее Усть-Ордынский Бурятский автономный округ также входил в состав Иркутской области, что следует из Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, принятого постановлением Законодательного собрания Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 30.05.1995 N 92 и декларации об экономическом самоопределении округа от 03.09.1990.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
...
Учреждением в кассационной жалобе заявлен довод о том, что согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей, с учетом районного коэффициента - 20 700 рублей. При этом обществом применялся повышенный максимальный размер ограничения в размере 22 424 рубля, что не отвечает положениям названного Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 декабря 2011 г. N Ф02-6183/11 по делу N А19-6349/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5007/12
09.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5007/2012
27.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6183/11
30.09.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3551/11