Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия Иринцеевой В.В. (доверенность от 25.04.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2011 года по делу N А10-1842/2011 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд первой инстанции - Найданов О.С.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альмаир" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее - инспекция, налоговый орган) об установлении факта недостоверности промежуточного и ликвидационного балансов общества с ограниченной ответственностью "Предтеча" (ООО "Предтеча"), о признании незаконными действий налогового органа по государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Предтеча" в связи с его ликвидацией и обязании исключить запись о регистрации прекращения деятельности ООО "Предтеча" из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2010 года решение суда отменено, принято новое решение о признании незаконными оспариваемых действий инспекции и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Альмаир".
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ООО "Предтеча" представило в налоговый орган все необходимые документы для регистрации ликвидации юридического лица, основания для отказа в государственной регистрации такой ликвидации отсутствовали. При этом инспекция ссылается на то, что не обладает полномочиями по оценке достоверности промежуточного и ликвидационного балансов, включая сопоставление даты составления и даты утверждения балансов, выявление у юридического лица кредиторской задолженности. Также инспекция полагает, что апелляционной инстанцией не учтено то обстоятельство, что ООО "Альмаир" не предпринимало попыток в установленный срок предъявить требования кредитора ликвидационной комиссии ООО "Предтеча". Кроме того, инспекция считает вывод суда апелляционной инстанции о представлении ООО "Предтеча" неполного комплекта документов ошибочным и противоречащим положениям действующего законодательства.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 01.12.2010 высшим органом управления ООО "Предтеча" - его единственным учредителем Суворовым В.Г. было принято решение N 1 (л.д. 69) в соответствии с которым было решено:
- ликвидировать ООО "Предтеча";
- назначить ликвидатором ООО "Предтеча" - Суворова Василия Георгиевича.
02.12.2010 обществом в налоговый орган направлено уведомление по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица (л.д. 63), уведомление по форме Р15002 "О формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (л.д. 60), а также сведения "О руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем", форма Р15002 (л.д. 61), после получения которых, регистрирующим органом были внесены в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Предтеча" соответствующие записи, о чем выданы свидетельства, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
15.12.2010 ООО "Предтеча" опубликовало сообщение о принятом решении о ликвидации юридического лица и праве кредиторов предъявить требования о погашении долгов в течение двух месяцев со дня опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.12.2010 N 49 (л.д. 53).
Решением от 16.02.2011 N 1/11 утвержден промежуточный баланс ликвидируемого ООО "Предтеча" (л.д. 57).
18 февраля 2011 года в регистрирующий орган Суворовым В.Г. представлено уведомление по форме Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (л.д. 55).
Инспекция 28.02.2011 внесла в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица за N 2110327024047 (л.д. 10-12).
Решением от 23.02.2011 N 2/11 утвержден окончательный ликвидационный баланс общества. Для регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган 25 февраля 2011 года ликвидатором представлен следующий пакет документов:
- заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д.46);
- ликвидационный баланс (л.д. 48-50);
- документ об уплате государственной пошлины.
Инспекцией выдана расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 25 февраля 2011 года вх. N 1251А (л.д. 47).
Налоговым органом 4 марта 2011 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (л.д. 10-12).
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Альмаир" в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Предтеча" в налоговый орган представлен полный пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, следовательно инспекция не имела оснований для отказа в такой регистрации.
Отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в нарушение процедуры ликвидации юридического лица ликвидационный баланс ООО "Предтеча" был утвержден и представлен в налоговый орган до завершения расчетов с кредитором. Следовательно, представление ликвидационного баланса, не отражающего сведения о фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимого документа, что является основанием для отказа в регистрации ликвидации юридического лица. Применительно к обстоятельствам данного конкретного дела суд апелляционной инстанции также учел, что ликвидация ООО "Предтеча", произведенная на основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, фактически приводит к невозможности исполнения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2010 года по делу N А10-1541/2010, что является недопустимым.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Исходя из части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ликвидация ООО "Предтеча" осуществлена после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2010 года по делу N А10-1541/2010 о взыскании с ООО "Предтеча" в пользу ООО "Альмаир" 154 743 рублей 9 копеек.
Статьей 22 Закона N 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Пунктами 2 и 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица может быть проведена при наличии условий:
- ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица;
- документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Следовательно, при нарушении данных условий документы, поданные в регистрирующий орган для регистрации ликвидации юридического лица, считаются непредставленными.
Как установлено судом апелляционной инстанции, не согласившись с указанным судебным актом Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2010 года, ликвидатор ООО "Предтеча" обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 19.02.2011 с кассационной жалобой, то есть до утверждения ликвидационного баланса ООО "Предтеча". Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2011 года указанный судебный акт Арбитражного суда Республики Бурятия оставлен без изменения.
Изложенные обстоятельства подтверждаются общедоступными сведениями о движении данного дела, размещенными на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://arbitr.ru (т. 2 л.д.13-16).
Таким образом, на момент совершения оспариваемых действий у инспекции имелись основания считать поданные ООО "Предтеча" документы непредставленными, поскольку сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе юридического лица, не соответствовали действительности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. В данном случае ликвидатором был представлен ликвидационный баланс с отсутствием в нем сведений о задолженности перед ООО "Альмаир".
В этой связи спорные действия инспекции по регистрации ликвидации ООО "Предтеча" обоснованно признаны судом апелляционной инстанции неправомерными.
Довод инспекции о правомерности спорных действий налогового органа основаны на неверном истолковании закона: положения Закона N 129-ФЗ о том, что инспекция не наделена полномочиями по проверке достоверности представленных сведений, инспекцией необоснованно распространены на порядок государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
При таких условиях оспариваемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2011 года по делу N А10-1842/2011 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.