Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено апреля 16 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей: инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска - Проводко О.В. (доверенность от 05.09.2011), Потылициной О.А. (доверенность от 24.11.2011), открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Рябкова М.В. (доверенность от 12.12.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2011 года по делу N А33-17992/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Петракевич Л.О.; суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Дунаева Л.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (ОГРН 1042441780050, налоговая инспекция) уплатить проценты в сумме 14 034 570 рублей 96 копеек за несвоевременный возврат переплаты по налогу на имущество предприятий.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2011 года требование общества удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2011 года решение от 30 марта 2011 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит проверить законность принятых по делу судебных актов.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговая инспекция своевременно возвратила налог сразу после возложения на нее такой обязанности на основании исполнительного листа, поэтому основания для начисления процентов за несвоевременный возврат налога отсутствуют.
Налоговая инспекция указывает на пропуск обществом трехлетнего срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, поскольку полагает, что днем, когда общество узнало о нарушении своего права, является дата вступления в законную силу решения суда по делу N А33-16491/2005.
Из кассационной жалобы также следует, что при начислении процентов за несвоевременный возврат налога необходимо применять срок исковой давности взыскания исходя из общих положений порядка обращения с исковым заявлением имущественного характера.
Налоговая инспекция считает, что суды не дали должную оценку ее доводам о ненадлежащем ответчике. По мнению заявителя, требование следовало предъявить к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, на учете в которой налогоплательщик состоит.
Налоговая инспекция также не согласна с расчетом процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов налоговой инспекции.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2011 года производство по настоящей кассационной жалобе приостановлено до рассмотрения надзорной жалобы в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по делу N А33-18174/2010.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2012 года производство по кассационной жалобе общества возобновлено.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налогового органа подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе. Представитель общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив правильность применения норм права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, по результатам камеральной проверки представленных открытым акционерным обществом "Красноярскэнерго" уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за 2002, 2003 годы по филиалу ТЭЦ N 3 налоговым органом были принято решения от 22.04.2005 N 70 и от 22.04.2005 N 71, которыми ОАО "Красноярскэнерго" доначислен 51 885 651 рубль налога на имущество за 2002, 2003 года.
Письмом от 26.04.2005 N 09-03/2456 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам отказала налогоплательщику в возврате налога на имущество.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2007 года по делу N А33-16491/2005 решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам от 22.04.2005 N 70 и N 71 признаны недействительными; суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав общества путем возврата на расчетный счет излишне уплаченного налога на имущество в сумме 42 238 761 рубль 42 копейки.
Во исполнение решения по делу N А33-16491/2005 Арбитражным судом Красноярского края выдан исполнительный лист N 244078.
Внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" 20.12.2007 принято решение о реорганизации открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" в форме присоединения к обществу.
Открытое акционерное общество "Красноярскэнерго" 31.03.2008 снято с учета в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 и постановлено на налоговый учет в инспекции
В порядке процессуального правопреемства по делу произведена замена открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" по исполнительному листу N 244078.
Произведена замена должника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска по исполнительному листу N 244078.
Обществом получено извещение инспекции о принятом решении N 2357 о возврате налога на имущество в сумме 41 897 024 рублей. Платежным поручением от 20.05.2008 N 000308 обществу перечислено 40 997 631 рубль налога на имущество по статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с несвоевременным возвратом переплаты по налогу на имущество общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налоговой инспекции уплатить проценты в сумме 14 034 570 рублей 96 копеек.
Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности заявленных требований и соблюдения обществом срока для обращения с заявлением в суд.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21, статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет в порядке, предусмотренном Кодексом.
С учетом срока излишней уплаты налогов судами обоснованно применены положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
На основании пункта 7 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
Пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
Пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 данной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Судами установлено, что с заявлением о возврате налога общество обратилось в налоговый орган в установленный законом срок. Право на возврат спорных сумм налога подтверждено решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2007 года по делу N А33-16491/2005, вступившим в законную силу. Возврат излишне уплаченного налога на имущество произведен инспекцией платежным поручением от 20.05.2008 N 000308, то есть с нарушением установленного срока. В связи с чем суды правильно признали наличие у налоговой инспекции обязанности возвратить излишне уплаченный налог на имущество с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Довод налоговой инспекции о нарушении обществом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права несостоятелен.
Суды установили, что налог на имущество организаций перечислен обществу на его расчетный счет только 20.05.2008 без начисления процентов, поэтому правильно признали, что именно в этот момент общество узнало о нарушении своего права на получение процентов.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что до указанной даты налогоплательщик был вправе рассчитывать на выполнение налоговым органом установленной законом обязанности по начислению процентов в момент возврата налога, что следует из толкования положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налоговой инспекции о том, что при начислении процентов за несвоевременный возврат налога необходимо применять срок исковой давности взыскания, исходя из общих положений порядка обращения в суд с заявлением имущественного характера, отклоняется судом кассационной инстанции.
Исходя из положений пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок давности обращения в суд с имущественными требованиями о возврате излишне уплаченного (излишне взысканного) налога и процентов должен определяться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Утверждение налоговой инспекции о возможности взыскания процентов за период, не превышающий три года до момента обращения в суд за их взысканием, не соответствует положениям статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которых не следует какое-либо ограничение периода, за который начисляются проценты в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, а также их суммы.
Довод налоговой инспекции о том, что она является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку общество в настоящее время состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, обоснованно отклонен судами, поскольку налоговый орган является администратором обязательств общества по налогу на имущество предприятий и возврат налога был произведен этим налоговым органом.
Суды проверили представленный обществом расчет процентов за несвоевременный возврат налога и признали его правильным, отметив при этом, что налоговый орган арифметическую правильность расчета процентов не оспорил, контррасчет процентов не представил. Не представлен контррасчет процентов и в обоснование довода, приведенного в кассационной жалобе.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 марта 2011 года по делу N А33-17992/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Юдина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.