Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Скубаева А.И.,
судей: Воробьевой Н.М., Зуева А.О.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "СКАДИ" Головатюк Натальи Ярославны (доверенность от 19.03 2012) и муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" Левченко Дмитрия Александровича (доверенность от 01.10.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКАДИ" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 августа 2011 года по делу N А74-1389/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мельник Л.И.; апелляционный суд: Споткай Л.Е., Белан Н.Н., Магда О.В.),
установил:
Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - МП "Абаканские тепловые сети", ОГРН 1021900525030, г. Абакан) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СКАДИ" (далее - ООО "СКАДИ", ОГРН 1021900525107) о взыскании 1 284 697 рублей 26 копеек задолженности по договору технологического присоединения к тепловой сети от 23.11.2010 N 193 и 35 971 рубля 52 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также судебных расходов, понесенных в связи с получением выписки из Единого государственного ресурса юридических лиц в размере 200 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - ОАО "Енисейская ТГК") и некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" (далее - НО МЖФ г. Абакана").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 августа 2011 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2011 года, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 284 697 рублей 26 копеек задолженности и 32 831 рубль 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 199 52 копейки судебных расходов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "СКАДИ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о наличии у ответчика обязанности оплатить стоимость услуг за подключение к сетям инженерно-технологического обеспечения объекта капитального строительства, противоречат фактическим обстоятельствам дела, сделаны с неправильным применением судами норм материального и процессуального права. ООО "СКАДИ" считает, что плата за технологическое присоединение является незаконной.
В отзыве на кассационную жалобу МП "Абаканские тепловые сети" сослалось на законность принятых судебных актов.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Представители истца и ответчика в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 апреля 2012 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 16 апреля 2012 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://www.fasvso.arbitr.ru. После перерыва представители сторон участие в судебном заседании не принимали.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, материально-правовым требованием по делу является взыскание задолженности по оплате услуг оказанных истцом ответчику за подключение к сетям инженерно-технологического обеспечения объекта капитального строительства - пятиэтажного жилого дома со встроенным предприятием бытового обслуживания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14.
Суды двух инстанций, удовлетворяя исковые требования в части, правомерно исходили из следующего.
Подписанный между сторонами договор о подключении строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к тепловой сети от 23.11.2010 N 193 по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регламентированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 12 Правил N 360 (в редакции, действующей на момент заключения договора) в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения; местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Как установлено судами, условия о предмете согласованы сторонами в пунктах 1.1 - 1.3 договора о подключении от 23.11.2010 N 193, в частности, исполнители обязуются выполнить действия по подготовке объектов, используемых в сфере теплоснабжения, к подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14, тепловым сетям с тепловой нагрузкой 0,861942 Гкал/час в срок до 31.12.2010. Подключение осуществляется в точке присоединения, определенной в технических условиях (приложение N 2). Размер платы за подключение и порядок ее внесения предусмотрен в разделе 3 договора.
С учетом установленного, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу о согласовании сторонами при заключении договора всех существенных условий договора.
Доводы ответчика о том, что условия договора от 23.11.2010 N 193, предусматривающие плату за подключение при отсутствии в договоре обязательств истца по проведению работ по увеличению мощности и (или) увеличению пропускной способности тепловой сети, в силу статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными как противоречащие пункту 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), обоснованно отклонены судами.
Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) в целях комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к которым относятся, в том числе и сети инженерно-технического обеспечения, предусмотрена возможность разработки и утверждения органами местного самоуправления инвестиционных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также порядок их финансирования.
Исходя из положений пункта 11 статьи 2, статей 10, 12 Закон N 210-ФЗ, пунктов 4 - 7, 9, 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 940, подпунктов 1, 3 пункта 14 Правил N 360, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что плата за подключение может взиматься при одновременном соблюдении следующих условий: наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации коммунального комплекса (исполнителя) по финансированию строительства и модернизации этой системы; включение в эту инвестиционную программу мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя (заказчика); установление органом местного самоуправления тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства. При этом в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Как усматривается из материалов дела, объект по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14 подключается к источнику теплоснабжения - филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" через головной участок по магистральной тепловой сети (направление юго-западное).
Договор N 193 заключен в период действия инвестиционной программы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212. В указанной инвестиционной программе предусмотрены мероприятия по модернизации головного участка магистральной тепловой сети, которая непосредственно используется в процессе теплоснабжения дома по ул. Стофато, 14 в г. Абакане (пункт 3 мероприятий инвестиционной программы).
Целью мероприятия является увеличение надежности теплоснабжения потребителей, а также увеличение пропускной способности головного участка тепловой сети на 105,522 Гкал/ч для подключения к тепловой сети вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости. В результате реализации программы будет увеличена надежность теплоснабжения потребителей, а также обеспечена возможность подключения к сетям теплоснабжения филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости с суммарной тепловой нагрузкой до 105,522 Гкал/час или строительным объемом 2 717 414 куб.м.
Установив, что в инвестиционную программу включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о правомерности взимания платы за подключение указанного объекта к тепловым сетям.
Постановлением мэра города Абакана от 02.03.2010 N 283 утверждены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе теплоснабжения города Абакана в размере 8 942 810 рублей за единицу заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки) (Гкал/час) с НДС.
Плата за подключение рассчитана истцом исходя из заявленной нагрузки и утвержденных тарифов.
На основании установленных обстоятельств суды правомерно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований по освобождению ответчика от взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. В отсутствие доказательств внесения платы за подключение в сумме 1 284 697 рублей 26 копеек обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании долга.
Довод ответчика о том, что в нарушение пунктов 2, 4 Правил N 360 технические условия и договор о подключении от 23.11.2010 N 193 не содержат перечня мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловой сети для подключения жилого дома по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14, к этим сетям, обоснованно отклонен судами, как несостоятельный.
Суды правильно указали, что из буквального толкования пунктов 2, 4 Правил N 360 не следует, что перечень мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловой сети для подключения не относится к существенным условиям договора о подключении. Отсутствие в договоре о подключении конкретного перечня мероприятий по увеличению мощности само по себе не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за подключение вновь построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, в пункте 1.3 договора от 23.11.2010 N 193 содержится указание на то, что для подготовки объектов, используемых в сфере теплоснабжения, исполнители на эксплуатируемых ими сетях осуществляют мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, согласно решению Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценка которых в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 августа 2011 года по делу N А74-1389/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.