г. Красноярск |
|
30 декабря 2011 г. |
Дело N А74-1389/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" декабря 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от муниципального предприятия города Абакана "Абаканские тепловые сети" - Левченко Д.А., представителя по доверенности от 01.10.2010,
от общества с ограниченной ответственностью "Скади" - директора Пузова В.П., Гусак О.А., представителя по доверенности от 28.11.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Скади"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "29" августа 2011 года по делу N А74-1389/2011, принятое судьей Мельник Л.И.,
установил:
муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - МП "АТС", ОГРН 1021900525030, ИНН 1901003640) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Скади" (далее - ООО "Скади", ОГРН 1021900525107, ИНН 1901060014) о взыскании 1 320 868 рублей 78 копеек, в том числе 1 284 697 рублей 26 копеек задолженности по договору технологического присоединения к тепловой сети от 23.11.2010 N 193 и 35 971 рублей 52 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 200 рублей судебных расходов, понесенных в связи с получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Определениями от 26 мая 2011 года, 21 июня 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - ОАО "Енисейская ТГК"), некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" (далее - НО МЖФ г. Абакана").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 августа 2011 года исковые требования удовлетворены частично, в сумме 1 317 528 рублей 41 копейка, в том числе 1 284 697 рублей 26 копеек задолженности, а также 32 831 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 199 рублей 52 копеек судебных расходов. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Скади" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- согласно техническим условиям на теплоснабжение многоэтажного жилого дома с пристроенным помещением бытового обслуживания от 07.05.2009 присоединение возможно через существующую квартальную тепловую сеть в тепловой камере ТК-8 вправо по ул. Стофато, разрешенный максимум потребления установлен в размере 0,990 Гкал/час;
- при выполнении указанных условий плата за подключение объекта к тепловым сетям не взимается;
- на момент обращения за подключением дома по ул. Стофато, 14 к тепловой сети, а также заключения договора от 23.11.2010 N 193 технические условия от 07.05.2008 свое действие не прекратили;
- внесение изменений в инвестиционную программу не может являться основанием для отмены действия ранее выданных технических условий;
- судом первой инстанции не дана оценка выдачи новых технических условий, являющихся приложением N 2 к договору от 23.11.2010 N 193 до истечения срока действия ранее выданных технических условий и отсутствия заявки о повторной выдаче;
- судом первой инстанции не применен пункт 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83;
- из пунктов 2, 4 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, следует, что для взимания платы за подключение в договоре о подключении должен быть указан перечень мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства;
- в нарушение пунктов 2, 4 указанных Правил ни договор о подключении от 23.11.2010 N 193, ни технические условия от 23.11.2011 не содержат перечень мероприятий и существенные условия, которые должны быть выполнены исполнителем до границы земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства, а также мероприятий по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры;
- из технических отчетов "Тепловые нагрузки объектов жилой зоны" по состоянию на 01.04.2009 и по состоянию на 01.04.2010 следует, что в отопительный период 2009-2010 гг., 2010-2011 гг., дефицит тепловой энергии отсутствует;
- инвестиционная программа, утвержденная решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212, предусматривает целый ряд мероприятий по модернизации и увеличению пропускной способности тепловых сетей, большая часть из которых не связана с сетью инженерно-технического обеспечения, к которой был подключен объект капитального строительства;
- подключение объекта строительства по договору от 23.11.2010 N 193 не связано с мероприятиями по увеличению мощности, проводимыми в рамках инвестиционной программы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212, в связи с чем подпункт 1 пункта 14 Правил подключения и исполнения публичных договоров подключении к системам коммунальной инфраструктуры N 360 не может быть применен к отношениям сторон;
- пункты договора технологического присоединения к тепловой сети от 23.11.2010 N 193, предусматривающие плату за подключение в силу статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными;
- судом не исследован вопрос о том, кто является собственником тепловой сети от ТК-8 до УТ-4;
- в нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не привлечено к участию в деле ООО "Вега-Плюс", которое согласно договору о внесении инвестиций от 15.11.2010 также является собственником спорной теплосети;
- из пункта 16 Правил N 83 следует, что течение срока обязательств организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения начинается не с момента изготовления технических условий, а с момента получения их заказчиком;
- судом первой инстанции не выяснена дата получения технических условий ответчиком.
МП "АТС" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:
- теплоснабжение города Абакана осуществляется Абаканской ТЭЦ - филиалом ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и МП "АТС", в ведении Абаканской ТЭЦ находятся магистральные тепловые сети, в ведении МП "АТС" - квартальные тепловые сети;
- на момент выдачи ответчику технических условий на теплоснабжение от 07.05.2009 N 69 действовала Инвестиционная программа от 23.10.2008, в которой отсутствовало мероприятие "Модернизация головного участка магистральной тепловой сети с организацией второго вывода тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-227 со строительством узла коммерческого учета отпускаемого теплоносителя и строительством павильона задвижек в районе НО-227", в связи с чем в пункте 6 технических условий было указано на то, что плата за подключение не взимается;
- поскольку в течение одного года с даты получения вышеуказанных технических условий ответчик не определил необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратился с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, обязательства истца по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекратились;
- с марта 2010 года вступила в действие инвестиционная программа муниципального образования г. Абакан по развитию объектов теплоснабжения города на 2008-2013 гг., предусматривающая мероприятия по модернизации головного участка магистральной тепловой сети;
- на момент повторного обращения ответчика с заявлением о получении технических условий от 28.10.2010 распространялось действие инвестиционной программы на 2008-2013 гг.
ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:
- ответчик не определил в срок, установленный пунктом 16 Правил N 83, необходимую ему подключаемую нагрузку, в связи с чем обязательства истца по обеспечению подключения объектов ответчика к сетям инженерно-технического обеспечения прекратились;
- решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212 утверждена инвестиционная программа МО г. Абакан по развитию объектов теплоснабжения города, предусматривающая мероприятия по модернизации головного участка магистральной тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-227 со строительством узла коммерческого учета отпускаемого теплоносителя и строительством павильона задвижек в районе НО-227;
- объект капитального строительства подключается к сетям инженерно-технического обеспечения от источника тепловой энергии Абаканская ТЭЦ и на него распространяется инвестиционная программа МО г. Абакана.
В судебном заседании 29.11.2011 представитель ответчика заявил ходатайство о приостановлении производства по делу N А74-1389/2011 до вынесения судебного акта по делу N А74-4633/2011, в рамках которого рассматривается исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СКАДИ" к открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", к муниципальному предприятию г. Абакана "Абаканские тепловые сети" о признании недействительным в силу ничтожности пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.6, 3.3.7, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 2.3.1 договора N193 технологического присоединения к тепловой сети от 23 ноября 2010 года, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "СКАДИ", открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК -13)", в лице филиала "Абаканская ТЭЦ", и муниципальным предприятием г. Абакана "Абаканские тепловые сети", в части установления для общества с ограниченной ответственностью "СКАДИ" обязанности по внесению платы за подключение жилого дома, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Стофато, д. 14, с пристроенным предприятием бытового обслуживания, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Названная норма права устанавливает обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу в случае невозможности его рассмотрения по существу до разрешения другого дела. Следовательно, при заявлении такого ходатайства лицо, участвующее в деле, должно указать основания невозможности рассмотрения дела по существу.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации т 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" возбуждение самостоятельного производства по иску об оспаривании договора, в том числе в случае, когда такой иск предъявлен учредителем, акционером (участником) организации или иным лицом, которому право на предъявление иска предоставлено законом (пункт 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации), само по себе не означает невозможности рассмотрения дела о взыскании по договору в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в силу чего не должно влечь приостановления производства по этому делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также приостановления исполнения судебного акта по правилам части 1 статьи 283 либо части 1 статьи 298 Кодекса. В таком случае судам следует иметь в виду, что эффективная судебная защита нарушенных прав может быть обеспечена своевременным заявлением возражений или встречного иска. Кроме того, арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск.
С учетом изложенного, определением от 29 ноября 2011 года судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу.
ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
Филиал "Абаканская ТЭЦ" открытого акционерного общества "Енисейская ТГК (ТГК-13)" 28 марта 2007 года выдал Департаменту градостроительства, архитектуры, землеустройства и экологии администрации города Абакана технические условия на проектирование теплоснабжения вновь строящегося объекта - пятиэтажного жилого дома со встроенным предприятием бытового обслуживания по ул. Стофато, 14, в направлении тепловой сети от ТК-8 вправо по ул. Стофато до в/части.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 23.10.2008 N 81 утверждена инвестиционная программа муниципального образования город Абакан по развитию объектов теплоснабжения города на период 2008-2013 годы.
Целью указанной программы является увеличение пропускной способности тепловых сетей, используемых в сфере теплоснабжения, для обеспечения возможности подключения к сетям теплоснабжения филиала "Абаканская ТЭЦ" открытого акционерного общества "Енисейская ТГК (ТГК-13)" вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости.
Указанной программой предусмотрены следующие мероприятия:
- проектирование и строительство трубопровода тепловой сети длиной 3710 м диаметром Ду 1000 мм на Северной магистральной тепловой сети от неподвижной опоры НО-227 до неподвижной опоры НО-16 как обратного трубопровода и модернизация существующей ПНС-3 с установкой дополнительного насоса Д 2500-62-62 производительностью 2500 м3/ч и изменением схемы подключения коллекторов ПНС-3, расположенной по ул. Крылова, 120, для работы на трубопроводе Ду 1000 мм.;
- модернизация участка магистральной тепловой сети по ул. Чертыгашева от тепловой камеры ТК-8 (перекресток улиц Ярыгина и Чертыгашева) до тепловой камеры ТК-12 перекресток улиц Чертыгашева и Карла Маркса) длиной 490 м с увеличением диаметров на участке длиной 210 м от ТК-8 до ТК-10 (в районе дома N 85 по улице Чертыгашева) с 2 Ду 400 мм до 2 Ду 600 мм и с увеличением диаметра на участке длиной 280 м от ТК-10 до ТК-12 с 2 Ду 400 мм до 2 Ду 500 мм.;
- модернизация участка магистральной тепловой сети по улице Торговая от тепловой камеры ТК-53 (в районе дома N 15 по улице Торосова) до тепловой камеры ТК-24/11 в районе дома N 13 по улице Торговая) длиной 50 м с увеличением диаметра с 2 Ду 250 мм до 2 Ду 400 мм.
26.12.2008 между Администрацией города Абакана, ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и МП "АТС" заключен договор об условиях реализации инвестиционной программы муниципального образования г. Абакан по развитию объектов теплоснабжения города на 2008-2012 годы, согласно которому Администрация города Абакана поручает ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и МП г. Абакана "АТС" совершать действия, направленные на реализацию программы, и оказывает содействие в ее реализации в пределах, предусмотренных договором, а ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и МП г. Абакана "АТС" приняли обязательства осуществлять действия, направленные на реализацию программы, в размерах и пределах, установленных программой и договором (т.1, л.д. 76-81).
В соответствии с пунктом 1.4 указанного договора целью деятельности ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и МП г. Абакана "АТС" по развитию тепловых сетей г. Абакана является увеличение пропускной способности тепловых сетей, используемых в сфере теплоснабжения, для обеспечения возможности подключения к сетям теплоснабжения филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и МП г. Абакана "АТС" вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости.
Согласно пункту 2.1 договора источниками для реализации инвестиционной программы МО г. Абакан являются плата за подключение к тепловым сетям филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", а также плата за подключение к тепловым сетям, находящимся на балансе МП "АТС",
Тариф на подключение к системе теплоснабжения филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" либо к системе теплоснабжения МП "АТС" (вместе система теплоснабжения г. Абакана) установлен Администрацией г. Абакана в размере 8 165 870 рублей (в том числе НДС) за 1 Гкал/час, Постановлением Мэра г. Абакана от 01.12.2008 N 2217 "Об установлении тарифа на подключение к системе теплоснабжения города Абакана" (пункт 2.3 договора).
Согласно пункту 2.4 договора период действия вышеуказанного тарифа на подключение установлен с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года. Впоследствии тариф подлежит пересмотру в соответствии с уровнем инфляции, разработанной и утверждённой проектно- сметной документацией на реализацию каждого мероприятия программы.
Выполнение работ на объектах Инвестиционной программы МО г. Абакан осуществляется подрядным способом и/или собственными силами. Подрядчики определяются предприятиями самостоятельно (пункт 2.5 договора).
Согласно пункту 2.6 договора плата за технологическое присоединение взимается при подключении вновь построенных или реконструируемых объектов недвижимости к "Северной" ветке тепловой сети и улицы Чертыгашева "Центральной" ветки тепловой сети.
Технологическое присоединение вновь построенных или реконструируемых объектов недвижимости к "Южной" ветке тепловой сети производится без взимания платы за технологическое присоединение (пункт 2.7 договора).
05.05.2009 ООО "Скади" обратилось к МП "АТС" с заявкой о получении технических условий подключения или информации о плате за подключение многоэтажного жилого дома с пристроенными помещениями бытового обслуживания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14 к сетям МП "АТС" (запрашиваемая тепловая нагрузка 0,99 Гкал/час).
07.05.2009 ООО "Скади" выданы технические условия подключения N 69, согласно пункту 12 которых присоединение выполняется в соответствии с проектом некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" в тепловой камере УТ-3.2. Технические условия действительны при условии участия в долевом строительстве тепловой сети с владельцем проекта и тепловой сети от тепловой камеры ТК-8 (ул. Стофато) до жилого дома по ул. Стофато, 14А некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана". Разрешенный максимум теплоснабжения 0,990 Гкал/час.
Пунктом 6 технических условий предусмотрено, что плата за подключение объекта к тепловым сетям не взимается.
Срок действия технических условий установлен до 07.05.2011. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены (пункт 8).
Согласно пункту 10 технических условий обязательства энергоснабжающей организации по обеспечению подключения объекта к тепловым сетям прекращаются, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель не обратился с заявлением о подключении объекта к тепловым сетям.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212 утверждена Инвестиционная программа муниципального образования город Абакан по развитию объектов теплоснабжения города на период 2008-2013 годы, которой предусмотрены мероприятия по модернизации головного участка магистральной тепловой сети с организацией второго вывода тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-2276 со строительством узла коммерческого учета отпускаемого теплоносителя и строительством павильона задвижек в районе НО-227 (пункт 3 мероприятий Инвестиционной программы).
Согласно указанной Инвестиционной программе головной участок магистральной тепловой сети является "слабым" местом в системе теплоснабжения города, он находится в эксплуатации с 1975 года и не имеет резерва. Выход из строя любого из трубопроводов тепловой сети на головном участке приведет к прекращению теплоснабжения районов города, источником теплоты которых является Абаканская ТЭЦ. Выполнение данного мероприятия позволит увеличить надежность теплоснабжения потребителей, а также обеспечить возможность подключения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости во всех жилых районах города Абакана, источником теплоснабжения которых является Абаканская ТЭЦ. Целью мероприятия является увеличение надежности теплоснабжения потребителей, а также увеличение пропускной способности головного участка тепловой сети на 105,522 Гкал/ч для подключения к тепловой сети вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости. Мероприятия по модернизации головного участка магистральной тепловой сети с организацией второго вывода тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-227 предусматривают выполнение: проектно-изыскательских работ, земляных работ (разработка грунта, устройства траншей и котлованов под опоры, устройство асфальтобетонного покрытия или рекультивации земель), строительно-монтажных работ (монтаж строительных конструкций, опор, металлоконструкций, трубопроводов и арматуры) и других работ, связанных со строительством тепловой сети (пункт 3.1 программы).
В результате реализации программы будет увеличена надежность теплоснабжения потребителей, а также обеспечена возможность подключения к сетям теплоснабжения филиала Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости с суммарной тепловой нагрузкой до 105,522 Гкал/час или строительным объемом 2 717 414 куб.м.
Решение Абаканского городского Совета депутатов от 23.10.2008 N 81 признано утратившим силу.
Постановлением мэра города Абакана от 02.03.2010 N 283 установлены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе теплоснабжения города Абакана в размере 8 942 810 рублей за единицу заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки) (Гкал/час) с НДС. Указанным постановлением предусмотрено, что размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к системе теплоснабжения города Абакана и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки).
Дополнительным соглашением от 03.04.2010 внесены изменения в пункт 2.6 договора об условиях реализации инвестиционной программы от 26.12.2008 (т.1, л.д. 85).
Согласно пункту 2.6. договора об условиях реализации инвестиционной программы муниципального образования г. Абакан по развитию объектов теплоснабжения города на период 2008-2012 года от 26.12.2008 (в редакции дополнительного соглашения от 03.04.2010) плата за подключение к тепловым сетям взимается при подключении вновь построенных или реконструированных (при увеличении потребляемой нагрузки) объектов недвижимости к тепловым сетям города Абакана, источником теплоснабжения которых является филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (к тепловым сетям МП г. Абакана "АТС" технологически связанных с сетями филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", а также непосредственно к тепловым сетям филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)".
В приложении N 2 к договору от 26.12.2008 стороны предусмотрели порядок определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям и заключения договоров о подключении к тепловым сетям, правила подключения объекта капитального строительства к тепловым сетям на территории г. Абакана при подключении к Абаканской ТЭЦ.
28.10.2010 ООО "Скади" обратилось к МП "АТС" с заявкой о получении технических условий подключения или информации о плате за подключение многоэтажного жилого дома с пристроенными помещениями бытового обслуживания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14 к сетям МП "АТС", запрашиваемая тепловая нагрузка 0,861942 Гкал/час (т.1, л.д. 59).
24.11.2010 ООО "Скади" обратилось к МП "АТС" с заявлением о выдаче разрешения на отпуск тепла на период отделочных работ в пятиэтажном жилом доме по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14, с нагрузкой - 0,235220 Гкал/час.
08.12.2010 в жилом доме по ул. Стофато, 14 в г. Абакане истец подключил отопление, ГВС закрыто и опломбировано, что подтверждается нарядом N 410, утвержденным директором МП "АТС" Чудиным А.А. 07.12.2010.
15.11.2010 МП "АТС" направило ООО "Скади" информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения города Абакана, согласно которой тариф на подключение к системам теплоснабжения города Абакана составил 8 942 810 рублей (включая НДС) за 1 Гкал/час. Для подключения объекта ответчику предложено направить оферту (предложение заключить договор) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года N 360.
23.11.2010 между МП "АТС" (исполнитель 1), ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (исполнитель 2) и ООО "Скади" (заказчик) заключен договор технологического присоединения к тепловой сети, который регулирует имущественные отношения и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к тепловой сети г. Абакана строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного объекта капитального строительства заказчика; пятиэтажный жилой дом с пристроенным предприятием бытового обслуживания по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14 с тепловой нагрузкой 0,861942 Гкал/час (т.1, л.д. 10-13). Подключение объекта капитального строительства к тепловой сети осуществляется в точке присоединения, определенной техническими условиями подключения к тепловой сети в срок до 31.12.2010 (пункт 1.1 договора).
Имущество, созданное в процессе исполнения обязательств по договору и необходимое для выполнения предмета договора, является собственностью исполнителей, в соответствии с договором об условиях реализации инвестиционной программы муниципального образования г. Абакана по развитию объектов теплоснабжения на 2008-2012 годы на 26.12.2008 (пункт 4 общих положений договора).
Пунктом 1.3 договора исполнители подтвердили согласие выполнить действия по подготовке объектов, используемых в сфере теплоснабжения, к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к тепловым сетям. Для подготовки объектов, используемых в сфере теплоснабжения, исполнители на эксплуатируемых ими сетях осуществляют мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, согласно решению Абаканского городского Совета Депутатов от 18.02.2010 N 212.
Согласно пункту 3.1 договора оплата за подключение определяется в соответствии с тарифами на подключение (за 1 Гкал/час тепловой мощности), установленными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Тариф на подключение к системе теплоснабжения г. Абакана в соответствии с Постановлением Мэра г. Абакана от 02.03.2010 N 283 составляет 8 942 810 рублей (в том числе НДС) за 1 Гкал/час тепловой нагрузки. Размер тарифа на подключение к тепловым сетям подлежит изменению в одностороннем порядке без дополнительного согласования с заказчиком в случае издания Мэром г. Абакана постановления об утверждении (изменении) тарифа на подключение.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что общая стоимость подключения объекта заказчика к тепловой сети по договору определяется как произведение общей тепловой нагрузки объекта, указанной в п. 1.1 договора, и тарифа на подключение, установленного органами местного самоуправления. Общая стоимость подключения может быть изменена при изменении тарифа на подключение в связи с изданием постановления Мэра города Абакана об утверждении (изменении) тарифа на подключение. Общая стоимость подключения к тепловой сети составит 7 708 183 рублей 54 копейки, в том числе НДС 18% 1 175 824 рублей 60 копеек.
Общая стоимость подключения к тепловой сети может быть изменена согласно п.2.3.3, п.3.8 договора в связи с корректировкой тепловой нагрузки, которая не может превышать максимальной нагрузки, указанной в технических условиях (приложение N 2 к договору).
Общая стоимость подключения к тепловой сети делится между исполнителем-1 и исполнителем-2 в следующем соотношении: 49,3655% - составляющая исполнителя-1, 50,635% - составляющая исполнителя-2.
Общая стоимость подключения объекта заказчика к тепловой сети исполнителей состоит из:
- стоимости мероприятий по определению и созданию условий для подключения объекта заказчика к тепловой сети (I этап, подтверждается подписанием сторонами Акта N 1);
- стоимости работ по обеспечению подключения объекта заказчика к тепловой сети (II этап, подтверждается подписанием сторонами в установленном настоящим договором порядке Акта N 2).
В соответствии с пунктом 3.3 договора заказчик вносит плату за подключение частями в течение 6 (шести) месяцев с момента подписания договора ежемесячно не позднее 20-го числа календарного месяца, на основании счета исполнителя-1 на оплату, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя-1 в следующем порядке:
- первый платеж (ноябрь 2010 года) - на основании выставленного счета исполнителем-1, в течение 5 рабочих дней с момента подписания настоящего договора, в размере 1 284 697 рублей 26 копеек, в том числе НДС 18% - 195 970 рублей 77 копеек;
- второй платеж (декабрь 2010 года) - на основании выставленного счета исполнителем-1 в размере 1 284 697 рублей 26 копеек, в том числе НДС 18% - 195 970 рублей 77 копеек;
- третий платеж (январь 2011 г.) - на основании выставленного счета исполнителем-1, в размере 1 284 697 рублей 26 копеек, в том числе НДС 18% - 195 970 рублей 77 копеек;
- четвертый платеж (февраль 2011 г.) - на основании выставленного счета исполнителем-1, в размере 1 284 697 рублей 26 копеек, в том числе НДС 18% - 195 970 рублей 77 копеек;
- пятый платеж (март 2011 г.) - на основании выставленного счета исполнителем-1, в размере 1 284 697 рублей 26 копеек, в том числе НДС 18% - 195 970 рублей 77 копеек;
- шестой платеж (апрель 2011 г.) - на основании выставленного счета исполнителем-1, в размере 1 284 697 рублей 26 копеек, в том числе НДС 18% - 195 970 рублей 77 копеек.
После поступления денежных средств в сумме 2 569 394 рубля 52 копейки на расчетный счет исполнителя-1 сторонами подписывается акт N 1 (пункт 3.3.3 договора). В течение 2 дней после поступления шестого платежа исполнитель-1 оформляет подписывает с исполнителем-2 - и направляет заказчику Акт N2 на сумму четырех последних платежей договора в размере 5 138 789 рублей 02 копейки (пункт 3.4 договора).
Согласно пункту 3.6 договора исполнитель-1 не позднее 5 банковских дней с момента получения денежных средств от заказчика перечисляет на счет исполнителя-2 50,635% полученных от заказчика денежных средств и подтверждает получение данных средств от заказчика заверенной копией платежного поручения (приходно-кассового ордера).
Пунктом 6.2 договора предусмотрен претензионный порядок разрешения споров. Срок рассмотрения претензии установлен в течение 10 рабочих дней с момента ее получения.
23.11.2010 МП "АТС" и ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" выдали ООО "Скади" технические условия для присоединения (условия подключения) пятиэтажного жилого дома с пристроенным предприятием бытового обслуживания по ул. Стофато, 14, к тепловым сетям в точке присоединения - "тепловая камера УТ-3" с максимальной тепловой нагрузкой - 0,862 Гкал/час. В технических условиях указано, что присоединение к тепловой сети 2Ду-100 мм. возможно в тепловой камере УТ-3 согласно проекту некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" "5-ти этажный жилой дом с пристроенным магазином продовольственных товаров по ул. Стофато, 14А в г. Абакане". В точке подключения (тепловой камере УТ-3) необходима установка фланцевой запорной арматуры. Технические условия действительны при условии согласования с владельцем тепловой сети некоммерческой организации "Муниципальный жилищный фонд города Абакана" (приложение N 2 к договору от 23 ноября 2010 года).
Ответчик обратился к истцу с заявлением о выдаче разрешения на отпуск горячей воды на жилой дом по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14, с нагрузкой 0,5079700 Гкал/час.
04.02.2011 в жилом доме по ул. Стофато, 14 в г. Абакане истец подключил ГВС, что подтверждается нарядом N 1, утвержденным директором муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" Чудиным А.А. 02.02.2011 (т.1, л.д. 18).
МП "АТС" указывает на то, что первый платеж в сумме 1 284 697 рублей 26 копеек внесен ООО "Скади" в полном объеме.
Согласно расчету истца у ООО "Скади" имеется задолженность в сумму 1 284 697 рублей 26 копеек, составляющая второй платеж.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по внесению второго платежа на основании договора от 23.11.2010 N 193, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в материалы дела представлена претензия от 28.01.2011 N 191 (т.1, л.д. 14).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами подписан договор технологического присоединения к тепловой сети от 23.11.2010 N 193. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регламентированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
МП "АТС" указывает на то, что оказало услуги по подключению объекта ООО "Скади" к эксплуатируемым исполнителем сетям инженерно-технического обеспечения, ответчик оплату оказанных услуг произвел не в полном объеме.
Возражая против внесения платы за услуги по подключению, ООО "Скади" ссылается на следующие обстоятельства:
- в договоре от 23.11.2010 N 193 не указан конкретный перечень работ, мероприятий, которые должно было выполнить МП "АТС";
- истцом не представлены акты о приемке работ с указанием конкретного перечня работ;
- условия договора от 23.11.2010 N 193, предусматривающие плату за подключение при отсутствии в договоре указания на конкретные мероприятия по увеличению мощности и (или) увеличению пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения в силу статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными как противоречащие подпункту 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360.
- технические условия от 07.05.2009 не предусматривают платы за подключение дома к сетям теплоснабжения, а также каких-либо мероприятий по увеличению мощности или пропускной способности городских сетей для подключения к этим сетям;
- подключение объекта строительства по договору от 23.11.2010 N 193 не связано с мероприятиями по увеличению мощности, проводимыми в рамках инвестиционной программы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212.
Доводы ответчика признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными по следующим основаниям.
Исходя из положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными условиями договора возмездного оказания услуг является условие о предмете.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах) постановлением от 09.06.2007 N 360 утвердило Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила N 360).
Согласно пункту 12 Правил N 360 (в редакции, действующей на момент заключения договора) в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям:
1) размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;
2) местоположение точек подключения на границах земельного участка;
3) условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства;
5) размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Условия о предмете согласованы сторонами в пунктах 1.1-1.3 договора о подключении от 23.11.2010 N 193, в частности, исполнители обязуются выполнить действия по подготовке объектов, используемых в сфере теплоснабжения, к подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14, тепловым сетям с тепловой нагрузкой 0,861942 Гкал/час в срок до 31.12.2010. Подключение осуществляется в точке присоединения, определенной в технических условиях (приложение N 2). Размер платы за подключение и порядок ее внесения предусмотрен в разделе 3 договора.
Таким образом, сторонами согласованы все существенные условия договора о подключении.
Доводы ООО "Скади" о том, что условия договора от 23.11.2010 N 193, предусматривающие плату за подключение при отсутствии в договоре обязательств МП "АТС" по проведению работ по увеличению мощности и (или) увеличению пропускной способности тепловой сети, в силу статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными как противоречащие пункту 14 Правил N 360, отклоняются судом.
В статьях 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
Закон о тарифах в целях комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к которым относятся, в том числе и сети инженерно-технического обеспечения, предусмотрел возможность разработки и утверждения органами местного самоуправления инвестиционных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также порядок их финансирования.
Согласно статье 10 данного Закона финансовые потребности организаций коммунального комплекса, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из положений пунктов 4 - 7, 9 Правил определения техусловий, либо при предоставлении земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, либо после завершения строительства, но до ввода объекта в эксплуатацию, орган местного самоуправления бесплатно выдает заинтересованному лицу технические условия, в соответствии с которыми и будет проходить подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом пунктом 13 указанных Правил возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует, если в сетях есть резерв пропускной способности, обеспечивающий передачу необходимого объема ресурса и резерв мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В связи с этим при наличии утвержденной инвестиционной программы организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не вправе отказать заявителю в выдаче технических условий для подключения и в дальнейшем обязана фактически подключить этот объект к сетям, если заявителем соблюдены все условия подключения.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о тарифах плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (далее также - плата за подключение);
Исходя из статьи 12 указанного Закона плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 14 Правил N 360 (в редакции, действующей на момент подписания договора), если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в пункте 11 Правил определения технических условий.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что плата за подключение может взиматься при одновременном соблюдении следующих условий:
- наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации коммунального комплекса (исполнителя) по финансированию строительства и модернизации этой системы;
- включение в эту инвестиционную программу мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя (заказчика);
- установление органом местного самоуправления тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства. При этом в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Как усматривается из материалов дела, объект по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14 подключается к источнику теплоснабжения - филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" через головной участок по магистральной тепловой сети (направление юго-западное).
Спорный договор технологического присоединения к тепловой сети от 23.11.2010 N 193 заключен в период действия Инвестиционной программы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212. В указанной Инвестиционной программе предусмотрены мероприятия по модернизации головного участка магистральной тепловой сети, которая непосредственно используется в процессе теплоснабжения дома по ул. Стофато, 14 в г. Абакане (пункт 3 мероприятий Инвестиционной программы).
Целью мероприятия является увеличение надежности теплоснабжения потребителей, а также увеличение пропускной способности головного участка тепловой сети на 105,522 Гкал/ч для подключения к тепловой сети вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости. В результате реализации программы будет увеличена надежность теплоснабжения потребителей, а также обеспечена возможность подключения к сетям теплоснабжения филиала Абаканская ТЭЦ ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости с суммарной тепловой нагрузкой до 105,522 Гкал/час или строительным объемом 2 717 414 куб.м.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном взимании платы за подключение со ссылкой на то, что объект ответчика не включен в Инвестиционную программу, не основаны на нормах права.
Так, в Инвестиционную программу включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения (головного участка магистральной тепловой сети), к которой будет подключаться объект капитального строительства, то есть в зоне действия истца и ответчика.
Согласно Инвестиционной программе источником ее реализации является установление платы за подключение к сетям теплоснабжения.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, в зависимости от включения либо нет мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности названных сетей в утверждаемую в установленном порядке организацией коммунального комплекса инвестиционную программу регламентирован пунктом 14 Правил N 360.
Следовательно, затраты, которые исполнитель может понести в рамках исполнения данного договора, сводятся не только к оказанию собственно услуги по подключению, но и проведению соответствующих мероприятий по реализации инвестиционной программы. Поэтому отсутствие в данном случае, в программе объекта ответчика, не освобождает истца от обязанности по проведению мероприятий в целях реализации утвержденной инвестиционной программы. Указанная Программа принята и утверждена ввиду обеспечения возможности подключения вновь создаваемых объектов недвижимости к сетям теплоснабжения и предоставление дополнительной мощности объектам при условии сохранения надежности, безопасности и достаточности снабжения потребителей тепловой энергией путем модернизации головного участка магистральной тепловой сети.
Постановлением мэра города Абакана от 02.03.2010 N 283 утверждены тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе теплоснабжения города Абакана в размере 8 942 810 рублей за единицу заявленной нагрузки (увеличение потребляемой нагрузки) (Гкал/час) с НДС.
Плата за подключение рассчитана истцом исходя из заявленной нагрузки и утвержденных тарифов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований по освобождению ответчика от взимания платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Каких-либо оснований для признания недействительными условий договора о плате за подключение не имеется.
Ответчик не представил доказательств, что для подключения возведенного им объекта к сети инженерно-технического обеспечения не требовалось проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой непосредственно присоединен объект строительства.
Доводы ООО "Скади" о том, что в нарушение пунктов 2, 4 Правил N 360 технические условия и договор о подключении от 23.11.2010 N 193 не содержат перечня мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловой сети для подключения жилого дома по адресу: г. Абакан, ул. Стофато, 14, к этим сетям, не принимаются судом.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Согласно пункту 4 Правил N 360 для подготовки системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства исполнитель на эксплуатируемых им сетях инженерно-технического обеспечения осуществляет мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.
Из буквального толкования указанных норм не следует, что перечень мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловой сети для подключения не относится к существенным условиям договора о подключении. Отсутствие в договоре о подключении конкретного перечня мероприятий по увеличению мощности само по себе не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за подключение вновь построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, в пункте 1.3 договора от 23.11.2010 N 193 содержится указание на то, что для подготовки объектов, используемых в сфере теплоснабжения, исполнители на эксплуатируемых ими сетях осуществляют мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, согласно решению Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N212. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы ответчика о том, что подключение объекта строительства по договору от 23.11.2010 N193 не связано с мероприятиями по увеличению мощности, проводимыми в рамках инвестиционной программы, утвержденной решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N212.
Доводы ответчика о том, что согласно техническим условиям от 07.05.2009 присоединение возможно через существующую квартальную тепловую сеть в тепловой камере ТК-8 вправо по ул. Стофато, с разрешенным максимумом потребления в размере 0,990 Гкал/час без взимания платы, не принимаются судом.
В соответствии с пунктом 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, подключение объекта строительства к сетям осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении; заключение договора о подключении; выдача заказчику технических условий, которые не противоречат ранее полученным заказчиком техническим условиям; выполнение заказчиком условий подключения; проверка исполнителем выполнения условий; присоединение объекта к сетям и подписание сторонами акта о присоединении.
В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий (пункт 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83).
По смыслу перечисленных норм обязательным условием для осуществления подключения является наличие в момент обращения действующих технических условий на подключение, то есть заказчик должен обратиться к исполнителю с заявлением о подключении до истечения срока действия технических условий.
Согласно пункту 16 Правил определения и предоставления технических условий обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В случае если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика (пункт 9 Правил подключения).
Как следует из материалов дела, ответчик обратился с заявлением о подключении жилого дома к тепловым сетям с указанием необходимой подключаемой нагрузки по истечении одного года со дня выдачи технических условий от 07.05.2009. Доказательства продления срока действия указанных технических условий ответчиком не представлены. Ссылки ООО "Скади" на то, что срок технических условий от 07.05.2009 следует исчислять с момента их получения ответчиком, являются обоснованными. Вместе с тем ответчиком не представлены доказательства того, что технические условия получены им позднее даты их изготовления (07.05.2009). Кроме того, в материалах дела имеется повторное заявление ответчика от 28.10.2010 N 87 о получении технических условий, на основании которого и были выданы ответчику новые технические условия. Таким образом, обязательства истца по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями от 07.05.2009 прекратились.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент обращения за подключением дома по ул. Стофато, 14 к тепловой сети, а также заключения договора от 23.11.2010 N 193 срок действия технических условий от 07.05.2008 не истек, не имеют правового значения. Так, в силу пункта 15 Правил определения и предоставления технических условий подключение объекта к сетям осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении от 23.11.2010 N 193 заключен в период действия инвестиционной программы на 2008-2013 годы, предусматривающей перечень мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловой сети.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент обращения за подключением жилого дома дефицит тепловой энергии отсутствовал, не принимаются судом. Так, представленные в материалы дела документы, в том числе план инвестиционной программы, свидетельствуют о необходимости проведения работ по увеличению мощности и (или) пропускной способности магистральной тепловой сети. Технические отчеты "Тепловые нагрузки объектов жилой зоны" по состоянию на 01.04.2009 и по состоянию на 01.04.2010 не могут подтвердить или опровергнуть отсутствие необходимости в проведении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловых сетей.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции не исследован вопрос о собственнике тепловой сети от ТК-8 до УТ-4, отклоняются судом как не имеющие правового значения для настоящего спора.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что внеплощадочные тепловые сети были построены ответчиком за свой счет, не принимаются судом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 Правил N 360 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка, а также по подготовке сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства и подаче ресурсов не позднее установленной договором о подключении даты подключения.
Таким образом, МП АТС" как организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в силу требований подпункта 1 пункта 20 Правил N 360, обязана была осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка.
Вместе с тем в договоре от 23.11.2010 N 193 условий об обязанности МП "АТС", как и ООО "Скади", по прокладке наружных внеплощадочных сетей не содержится. Как следует из технических условий от 23.11.2010 подключение жилого дома по адресу: г. Абакан, ул. Стофато,14, осуществляется в тепловой камере УТ-3 от тепловой камеры ТК-8 (ул. Стофато). При этом пунктом 10 указанных технических условий предусмотрена обязанность ответчика по прокладке сетей. Необоснованное возложение на ответчика обязанности по прокладке внеплощадочных сетей не может служить основанием для признания недействительными условий о платности подключения. В случае возложения на застройщика техническими условиями дополнительной обязанности по прокладке внеплощадочных инженерных сетей с нарушением норм действующего законодательства застройщик вправе обратиться с иском о взыскании убытков с виновного лица.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции не привлечено к участию в деле ООО "Вега-Плюс", которое согласно договору о внесении инвестиций от 15.11.2010 также является собственником спорной теплосети, признаются несостоятельными. Так, предметом спора по настоящему делу является взыскание задолженности по договору о подключении от 23.11.2010 N 193, стороной которого ООО "Вега-Плюс" не является. То обстоятельство, что ООО "Вега-Плюс" по договору о внесении инвестиций от 15.11.2010, наряду с ответчиком, выступает инвестором по строительству наружной тепловой сети от ТК-8 до УТ-3, не влечет у ООО "Вега-Плюс" обязательств перед истцом по внесению платы за подключение дома по ул. Стофато,14 к тепловой сети.
Поскольку доказательства внесения платы за подключение в сумме 1 284 697 рублей 26 копеек ответчиком не представлены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании долга в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании 35 971 рубля 52 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
При проверке расчета судом первой инстанции установлено, что истцом неправильно определен период просрочки. Таким образом, суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании процентов частично, в сумме 32 831 рубль 15 копеек.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" августа 2011 года по делу N А74-1389/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1389/2011
Истец: МУП г. Абакана "Абаканские тепловые сети"
Ответчик: ООО "СКАДИ"
Третье лицо: Некоммерческая организация "Муниципальный жилищный фонд г. Абакана", ОАО "Енисейская ТГК (ТГК 13)", Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)"
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10770/12
07.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10770/12
23.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-952/12
30.12.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4910/11