Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2011 года по делу N А33-11560/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шишкина И.В.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Канский ремонтный завод" (ОГРН 1022401357010, г. Канск) (далее - ЗАО "Канский ремонтный завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Красноярскому краю (далее - Кадастровая палата, учреждение) (ОГРН 1022401805898, г. Красноярск) о признании незаконным решения от 14.07.2010 N 24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки"; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2011 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
Кадастровая палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить по мотивам неправильного применения статей 16, 17, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), нарушения части 4 статьи 4, части 1 статьи 13, статьи 67, части 1 статьи 168, пункта 2 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и отказать ЗАО "Канский ремонтный завод" в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций настоящий спор рассмотрен без учета того, что обществом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Кадастровая палата считает необоснованными выводы судов о том, что удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельного участка были определены постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", с учетом того, что участок не попал в перечень на дату 01.01.2007.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общий принцип актуализации кадастровых сведений не может действовать при отсутствии необходимых оснований и документов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 15245, 15246, 15247, 15249, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 19 июля до 26 июля 2012 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании представители сторон участия в судебном заседании также не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Канский ремонтный завод" (ранее АОЗТ "Канский ремонтный завод") создано в результате приватизации имущества арендного предприятия Канский ремонтный завод (план приватизации 1992 года).
Постановлением администрации г. Канска от 25.01.1996 N 28 АОЗТ "Канский ремонтный завод" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 65 195,10 кв.м. под производственную территорию по адресу: г. Канск, п. Ремзавод, 26, выдано свидетельство от 25.01.1996 N 244428.
Постановлением администрации г. Канска от 15.01.2003 N 17 земельный участок с кадастровым номером 24:51:0704556:01 для производственной территории площадью 57 101,63 кв.м. предоставлен обществу в постоянное бессрочное пользование, а постановлением от 10.12.2007 N 2581 предоставлен в собственность за плату для эксплуатации производственной территории.
В отношении указанного земельного участка администрацией г. Канска (продавец) и ЗАО "Канский ремонтный завод" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 19.12.2007 N 239. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 25.01.2008.
Земельному участку N 24:51:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. определен удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) 467 рублей 02 копейки, кадастровая стоимость 26 667 603 рубля 24 копейки на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 132-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края".
В дальнейшем данный земельный участок разделен на два: N 24:51:0101032:65 площадью 56 074,67 кв.м. и N 24:51:0101032:66 площадью 1 026,96 кв.м, земельный участок N 24:51:0101032:0001 06.07.2009 снят с государственного кадастрового учета и ему присвоен статус "архивный". Земельный участок N 24:51:0101032:65 площадью 56 074,67 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 31.10.2008. Право собственности общества на него зарегистрировано в ЕГРП 29.12.2008.
Актом определения кадастровой стоимости от 07.11.2008, утвержденным Управлением Росреестра по Красноярскому краю, в связи с образованием нового земельного участка данному участку установлен УПКС 467 рублей 02 копейки за кв.м. на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п), кадастровая стоимость участка составила 26 187 992 рубля 38 копеек.
10.02.2010 ЗАО "Канский ремонтный завод" обратилось в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка N 24:51:0101032:65 для целей уплаты налога на землю за 2010 год.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю 12.02.2010 утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому произведен перерасчет кадастровой стоимости данного земельного участка в связи с ее актуализацией на основании постановления Правительства Красноярского края N 250-п (в редакции постановления от 15.12.2009 N 651-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", УПКС установлен в размере 258 рублей 47 копеек за кв.м по 9 группе видов разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка составила 14 493 619 рублей 95 копеек.
ЗАО "Канский ремонтный завод" выдан кадастровый паспорт от 12.02.2010 земельного участка N 24:51:0101032:65, площадью 56 075 кв.м., согласно которому УПКС установлен в размере 258 рублей 47 копеек за кв.м, кадастровая стоимость 14 493 619 рублей 95 копеек. ЗАО "Канский ремонтный завод" на основании данной кадастровой стоимости земельного участка исчислило и уплатило земельный налог за 2010 год.
06.07.2010 Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю составлен протокол выявления технической ошибки N 41-КО/3/2707, в котором отражено, что на основании заявления ЗАО "Канский ремонтный завод" от 10.02.2010 о предоставлении сведений о земельном участке осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:65 на основании постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 651-п. Учитывая, что приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" вступил в силу с 05.01.2010 и его действие не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, необходимо: установить кадастровую стоимость данного земельного участка в соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п), действовавшим на дату внесения изменений: УПКС - 467 рублей 02 копеек/кв.м, кадастровая стоимость 26 187 992 рублей 38 копеек.
Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 13.07.2010 N 24:51:0101032:65, согласно которому в целях устранения технической ошибки установлен УПКС 467 рублей 02 копейки/кв.м на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п).
Земельной кадастровой палатой принято решение от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки", согласно которому на основании рассмотрения протокола выявления технической ошибки от 06.07.2010 N 41-КО/3/2707 решено исправить техническую ошибку в экономических показателях указанного земельного участка, с 12.02.2010 применить УПКС в размере 467 рублей 02 копейки за кв.м, кадастровую стоимость считать равной 26 187 992 рубля 38 копеек.
Данное решение направлено 29.07.2010 обществу "Канский ремонтный завод" и получено 02.08.2010.
ЗАО "Канский ремонтный завод", полагая, что названное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что актуализация сведений Государственного кадастра недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 12.02.2010 в соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (в редакции постановления от 15.12.2009 N 651-п, которая действует с 01.01.2010), не могла быть технической ошибкой, подлежащей исправлению оспариваемым решением в порядке статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем признали оспариваемое решение не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Довод заявителя кассационной жалобы о рассмотрении судами данного спора без учета того, что обществом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, поскольку учреждение не обосновало, каким образом нарушены его права и законные интересы в связи с рассмотрением дела в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, в данном случае отсутствует гражданско-правовой спор между сторонами, связанный с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Принципы ведения государственного кадастра недвижимости установлены статьей 4 Федерального закона N 221-ФЗ. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (части 1, 5 статьи 4 Закона).
Статьей 28 Закона определено понятие технической ошибки в государственном кадастре недвижимости - (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях) (пункт 1 части 1 статьи 28).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (часть 2 статьи 28).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Как подтверждается материалами дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в связи с ее актуализацией на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона N 221-Фз (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (пункт 2 статьи 17 Закона).
Суд кассационной инстанции считает соответствующим установленным по данному конкретному делу фактическим обстоятельствам и приведенному правовому регулированию вывод судов о правомерности внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с ее актуализацией на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", в соответствии с которым УПКС для кадастрового квартала N 24:51:0101032 установлен в размере 258 рублей 47 копеек/кв.м по 9 группе (аналогичная существовавшей ранее 7 группе) видов разрешенного использования (Приложение N 2 таблица 53 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов г. Канска" строка 21 кадастровый квартал 24:51:0101032). При этом УПКС в размере 467 рублей 02 копейки/кв.м, установленный постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п), также определен для кадастрового квартала N 24:51:0101032.
В данном случае сторонами не оспаривается, что разрешенное использование спорного земельного участка не изменялось и не оспаривается соответствие его фактическому использованию.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка N 24:51:010132:65 непосредственно не могла быть утверждена постановлением Правительства Красноярского края N 250-п (в редакции постановления N 651-п), поскольку данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007, тогда как спорный участок поставлен на кадастровый учет 31.10.2008. Вместе с тем спорный земельный участок входит в кадастровый квартал, в отношении которого утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков.
В силу изложенного не может быть учтен довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения в данной ситуации норм статей 16, 17 Федерального закона N 221-Фз.
В связи с вышеназванным правомерен вывод судов о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться в соответствии с результатами кадастровой оценки, утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010), в том числе, в целях соответствия кадастровой стоимости земли существующей экономической ситуации и принципу регулярной актуализации государственной кадастровой оценки земель; и актуализация сведений Государственного кадастра недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 12.02.2010, составленного в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (в редакции постановления N 651-п, которая действует с 01.01.2010), не может быть технической ошибкой, подлежащей исправлению решением Кадастровой палаты от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Суды двух инстанций установили, что земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101032:65 поставлен на кадастровый учет 31.10.2008; УПКС и кадастровая стоимость данного земельного участка на 2010 год определена на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", в связи с чем обоснованно признали, что отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям пункта 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, введенного в действие Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 и действующего с 05.01.2010. Вместе с тем это не свидетельствует об отсутствии обязанности учреждения по осуществлению кадастрового учета в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что у Кадастровой палаты отсутствовали правовые и фактические основания для исправления технической ошибки оспариваемым решением.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов основаны на фактических обстоятельствах данного дела, имеющихся в деле доказательствах, и постановлены при правильном применении норм материального права.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2011 года по делу N А33-11560/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелемина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.