г. Красноярск |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А33-11560/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" мая 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (закрытого акционерного общества "Канский ремонтный завод"): Савчук С.В., представителя по доверенности от 03.02.2012 N 35,
от ответчика (федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"): Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" декабря 2011 года по делу N А33-11560/2011, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
закрытое акционерное общество "Канский ремонтный завод" (далее - общество, заявитель, ОГРН 1022401357010, ИНН 2450002315) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Красноярскому краю (далее - Кадастровая палата, ответчик, ОГРН 1022401805898, ИНН 2460041930) о признании незаконным решения от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки"; обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ( далее Управление Росреестра по краю, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Канский ремонтный завод" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости актуализированных сведений в отношении земельного участка N 24:51:0101032:65 общей площадью 56 075 кв.м. согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 12.02.2010, составленному на основании Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края N 651-п от 15.12.2010), удельный показатель кадастровой стоимости (далее УПКС) земельного участка 258 рублей 47 копеек / кв.м. по 9 группе видов функционального использования.
Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 16.12.2011 не согласна, поскольку заявителем пропущен срок на оспаривание решения ответчика; вывод суда о том, что если результаты кадастровой оценки утрачивают силу в связи с утратой силы постановления, утвердившего их, то кадастровая стоимость, определенная на основании данных результатов, также утрачивает силу, не основан на нормах права, а именно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации; в соответствии с оспариваемым решением кадастровая стоимость спорного земельного участка не была определена на основании отмененного нормативного правового акта, а была исправлена техническая ошибка в сведениях кадастра недвижимости; обязанность по актуализации сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 4, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не возникла; в Постановлении Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п отсутствуют сведения о спорном земельном участке и прямые указания об обязательной актуализации земельных участков, образованных в период с 01.01.2007 по 19.12.2008; оспариваемое решение не возлагает на общество дополнительных имущественных обременений.
Управление Росреестра по краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением суда не согласно, указало, что действующее законодательство, в том числе статья 28 Закона о кадастре, не предусматривают необходимость получения согласия правообладателя на исправление технической ошибки, а также запрета на исправление технической ошибки во внесудебном порядке; обязанность перерасчета кадастровой стоимости в связи с утверждением нового удельного показателя кадастровой стоимости отсутствовала у органа кадастрового учета до момента вступления в силу пункта 2.4 Методических рекомендаций; 12.02.2010 органом кадастрового учета не могло быть принято решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:65, поставленного на государственный кадастровый учет 31.10.2008, так как его кадастровая стоимость не была утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п, данное постановление не содержало указания на необходимость осуществления перерасчета данного земельного участка по вновь утвержденному среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости, а возможность перерасчета кадастровой стоимости на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости закреплена только в отношении земельных участков, учтенных после 05.01.2010; изменение кадастровой стоимости земельного участка после 1 января года, являющегося налоговым периодом, не влечет перерасчета земельного налога.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 16.12.2011 считает законным и обоснованным.
Управление Росреестра по краю в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанного лица.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство ответчика и произведена процессуальная замена ответчика - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Красноярскому краю на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в связи с реорганизацией.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Канский ремонтный завод" (ранее АОЗТ "Канский ремонтный завод") создано в результате приватизации имущества арендного предприятия Канский ремонтный завод (план приватизации от 1992 года), новая редакция устава зарегистрирована в 2002 году.
Постановлением администрации г. Канска от 25.01.1996 N 28 АОЗТ "Канский ремонтный завод" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 65 195,10 кв.м. под производственную территорию по адресу: г. Канск, п. Ремзавод, 26, выдано свидетельство N 244428 на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 25.01.1996 на данный участок.
Постановлением администрации г. Канска от 18.12.2002 N 2381 утверждены материалы инвентаризации земельных участков, предоставленных ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования АОЗТ "Канский ремонтный завод" на основании указанного свидетельства, в составе трех участков, в том числе участка кадастровый номер 24:51:0704556:01 для производственной территории площадью 57 101,63 кв.м.
Постановлением администрации г. Канска от 15.01.2003 N 17 данный земельный участок предоставлен акционерному обществу в постоянное бессрочное пользование.
Постановлением администрации г. Канска от 10.12.2007 N 2581 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. по адресу: г. Канск, пос. Ремзавода, 26 предоставлен ЗАО "Канский ремонтный завод" в собственность за плату.
Между администрацией г. Канска (продавец) и ЗАО "Канский ремонтный завод" (покупатель) заключен договор купли-продажи N 239 от 19.12.2007 в отношении земельного участка N 24:51:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. по адресу г. Канск, пос. Ремзавода, 26 для эксплуатации производственной территории.
Право собственности акционерного общества на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 25.01.2008.
Земельному участку N 24:51:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. определен удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) 467 рублей 02 копейки, кадастровая стоимость 26 667 603 рубля 24 копейки на основании Постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 132-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края".
В дальнейшем земельный участок N 24:51:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. разделен на два земельных участка N 24:51:0101032:65 площадью 56 074,67 кв.м. и N 24:51:0101032:66 площадью 1 026,96 кв.м, земельный участок N 24:51:0101032:0001 снят с государственного кадастрового учета и ему присвоен статус "архивный" 06.07.2009.
Земельный участок N 24:51:0101032:65 площадью 56 074,67 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 31.10.2008.
Право собственности акционерного общества на земельный участок N 24:51:0101032:65 площадью 56 074,67 кв.м. зарегистрировано в ЕГРП 29.12.2008.
Утвержденным Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю актом определения кадастровой стоимости от 07.11.2008 в связи с образованием нового земельного участка данному земельному участку установлен УПКС 467 рублей 02 копейки за кв.м. на основании постановления Совета администрации Красноярского края N 132-п от 25.03.2008 (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края", кадастровая стоимость участка составила 26 187 992 рубля 38 копеек.
10.02.2010 ЗАО "Канский ремонтный завод" обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка N 24:51:0101032:65 для целей уплаты налога на землю за 2010 год.
12.02.2010 Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков, согласно которому произведен перерасчет кадастровой стоимости данного земельного участка в связи с ее актуализацией на основании постановления Правительства Красноярского края N 250-п (в редакции постановления N 651-п 15.12.2009) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", УПКС установлен в размере 258 рублей 47 копеек за кв.м по 9 группе видов разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка составила 14 493 619 рублей 95 копеек.
ЗАО "Канский ремонтный завод" выдан кадастровый паспорт земельного участка N 24:51:0101032:65 площадью 56 075 кв.м. от 12.02.2010, согласно которому УПКС составляет 258 рублей 47 копеек за кв.м, кадастровая стоимость 14 493 619 рублей 95 копеек.
На основании данной кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "Канский ремонтный завод" исчислило и уплатило земельный налог за 2010 год.
Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю составлен протокол выявления технической ошибки от 06.07.2010 N 41-КО/3/2707, в котором отражено, что на основании заявления ЗАО "Канский ремонтный завод" от 10.02.2010 о предоставлении сведений о земельном участке осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:65 на основании Постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 651-п. Учитывая, что приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12.208.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" вступил в силу с 05.01.2010 и его действие не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, необходимо: установить кадастровую стоимость данного земельного участка в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления N 249-п от 21.05.2008), действовавшим на дату внесения изменений: УПКС - 467 рублей 02 копеек/кв.м, кадастровая стоимость 26 187 992 рубля 38 копеек.
Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка N 24:51:0101032:65 от 13.07.2010, согласно которому в целях устранения технической ошибки участку установлен УПКС 467 рублей 02 копейки/кв.м на основании Постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления N 249-п от 21.05.2008).
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю принято решение от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки", согласно которому на основании рассмотрения протокола выявления технической ошибки от 06.07.2010 N 41-КО/3/2707 решено исправить техническую ошибку в экономических показателях указанного земельного участка, с 12.02.2010 применить УПКС в размере 467 рублей 02 копейки за кв.м, кадастровую стоимость считать равной 26 187 992 рубля 38 копеек.
Данное решение направлено ЗАО "Канский ремонтный завод" 29.07.2010 и получено последним 02.08.2010 согласно заказному уведомлению.
ЗАО "Канский ремонтный завод" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, после неоднократного изменения предмета заявленных требований просило суд:
- признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Красноярскому краю от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки";
- обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая, что гражданско-правовой спор между сторонами, связанный с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости спорного земельного участка, отсутствует, суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленный спор по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках настоящего дела обществом оспаривается решение Кадастровой палаты от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 (л.д. 38-39), в соответствии с которым исправлена техническая ошибка в экономических показателях: с 12.02.2010 применены УПКС в размере 467 рублей 02 копейки, кадастровая стоимость 26 187 992 рубля 38 копеек.
На основании части 4 статьи 198, части 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341, суд первой инстанции обоснованно восстановил пропущенный срок на обжалование решения от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918об. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Кадастровой палаты от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки" и обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления в государственном кадастре недвижимости актуализированных сведений в отношении земельного участка N 24:51:0101032:65 общей площадью 56 075 кв.м. согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 12.02.2010, составленному на основании Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции Постановления Правительства Красноярского края N 651-п от 15.12.2010), УПКС земельного участка 258 рублей 47 копеек/ кв.м по 9 группе видов функционального использования, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
На странице 11 (последний абзац) суд первой инстанции указал, что "в случае, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда". Как обоснованно указал ответчик в апелляционной жалобе, судом приведена норма части 3 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", утратившего силу 17.05.2008. Однако, данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела спорный земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101032:65 площадью 56 074,67 кв.м. образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. и поставлен на кадастровый учет 31.10.2008 с присвоением характеристик земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:0001.
С учетом постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 132-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов Красноярского края" земельному участку N 24:51:0101032:0001 площадью 57 101,63 кв.м. был установлен УПКС в размере 467 рублей 02 копейки, кадастровая стоимость 26 667 603 рубля 24 копейки. Согласно акту определения кадастровой стоимости от 07.11.2008, утвержденному Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю актом (т. 2 л.д. 79), в связи с образованием нового земельного участка спорному земельному участку (в кадастровом квартале N 24:51:0101032) установлен УПКС в размере 467 рублей 02 копейки кв.м на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п), кадастровая стоимость земельного участка составила 26 187 992 рубля 38 копеек.
Согласно акту от 12.02.2010 определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденному Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю (т. 2 л.д. 83), произведен перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка (в кадастровом квартале N 24:51:0101032) в связи с ее актуализацией на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", УПКС для кадастрового квартала N 24:51:0101032 установлен в размере 258 рублей 47 копеек/ кв.м по 9 группе видов разрешенного использования, кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 14 493 619 рублей 95 копеек.
На основании обращения заявителя от 10.02.2010 ЗАО "Канский ремонтный завод" выдан кадастровый паспорт земельного участка N 24:51:0101032:65 площадью 56 075 кв.м. от 12.02.2010, согласно которому УПКС составляет 258 рублей 47 копеек /кв.м, кадастровая стоимость 14 493 619 рублей 95 копеек (т. 1 л.д. 40). На основании данной кадастровой стоимости земельного участка ЗАО "Канский ремонтный завод" исчислило и уплатило земельный налог за 2010.
Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю составлен протокол выявления технической ошибки от 06.07.2010 N 41-КО/3/2707 (т. 2 л.д. 84), в котором отражено, что на основании заявления ЗАО "Канский ремонтный завод" от 10.02.2010 о предоставлении сведений о земельном участке осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:65 на основании Постановления Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 651-п. Учитывая, что приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12.208.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", а именно пункт 2.4, вступил в силу с 05.01.2010 и его действие не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, необходимо: установить кадастровую стоимость данного земельного участка в соответствии с Постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления N 249-п от 21.05.2008), действовавшим на дату внесения изменений: УПКС - 467 рублей 02 копеек/кв.м, кадастровая стоимость 26 187 992 рубля 38 копеек.
Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков N 24:51:0101032:65 от 13.07.2010 (т. 2 л.д. 85), согласно которому в целях устранения технической ошибки спорному земельному участку (в кадастровом квартале N 24:51:0101032) установлен УПКС в размере 467 рублей 02 копейки кв.м на основании Постановления Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления N 249-п от 21.05.2008).
На основании рассмотрения протокола выявления технической ошибки от 06.07.2010 N 41-КО/3/2707 Кадастровой палатой принято оспариваемое решение от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки", согласно которому решено исправить техническую ошибку в экономических показателях спорного земельного участка, с 12.02.2010 применить УПКС в размере 467 рублей 02 копейки кв.м, кадастровую стоимость считать равной 26 187 992 рубля 38 копеек.
Признавая незаконным решение от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 "Об исправлении технической ошибки", суд первой инстанции исходил из того, что актуализация сведений Государственного кадастра недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 12.02.2010 в соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (в редакции постановления от 15.12.2009 N 651-п, которая действует с 01.01.2010), не могла быть технической ошибкой, подлежащей исправлению оспариваемым решением ответчика в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик ссылается на то, что обязанность по актуализации сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 4, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не возникла; в Постановлении Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п отсутствуют сведения о спорном земельном участке и прямые указания об обязательной актуализации земельных участков, образованных в период с 01.01.2007 по 19.12.2008.
Третье лицо также указывает, что обязанность перерасчета кадастровой стоимости в связи с утверждением нового удельного показателя кадастровой стоимости отсутствовала у органа кадастрового учета до момента вступления в силу пункта 2.4 Методических рекомендаций; 12.02.2010 органом кадастрового учета не могло быть принято решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:65, поставленного на государственный кадастровый учет 31.10.2008, так как его кадастровая стоимость не была утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п, данное постановление не содержало необходимости осуществления перерасчета данного земельного участка по вновь утвержденному среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости, а возможность перерасчета кадастровой стоимости на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости закреплена только в отношении земельных участков, учтенных после 05.01.2010.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, а доводы ответчика и третьего лица необоснованными в силу следующего.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 4 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов. В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (в редакции, действовавшей в спорный период), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в том числе пункт 2.2.7), следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка. При этом, результаты государственной кадастровой оценки земель могут быть представлены не только кадастровой стоимостью каждого земельного участка, но и удельными показателями кадастровой стоимости (УПКС), на основании которых определяется кадастровая стоимость конкретного земельного участка путем умножения значения удельного показателя на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 ранее действовавшей Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 (утратил силу в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 10.05.2007 N 150), подлежали определению удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель. При этом, по смыслу пункта 1.4 упомянутой Методики, удельным показателем кадастровой стоимости земель признавалась расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади (1 кв.м) земель поселения в целом или земель кадастрового квартала в составе поселения по видам функционального использования земель. Данные удельные показатели кадастровой стоимости земель являлись в соответствии с указанной Методикой основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с ее актуализацией на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", в соответствии с которым УПКС для кадастрового квартала N 24:51:0101032 установлен в размере 258 рублей 47 копеек/ кв.м по 9 группе (аналогичная существовавшей ранее 7 группе) видов разрешенного использования (Приложение N 2 таблица 53 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов г. Канска" строка 21 кадастровый квартал 24:51:0101032) является правомерным. При этом, УПКС в размере 467 рублей 02 копейки/ кв.м, установленный постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п (в редакции постановления от 21.05.2008 N 249-п), также определен для кадастрового квартала N 24:51:0101032.
Кроме того, кадастровая стоимость конкретного земельного участка N 24:51:010132:65 не могла быть непосредственно утверждена постановлением Правительства Красноярского края N 250-п (в редакции постановления N 651-п), поскольку данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007, тогда как спорный участок поставлен на кадастровый учет 31.10.2008.
Следовательно, доводы ответчика и третьего лица о том, что в постановлении Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п отсутствуют сведения о спорном земельном участке; кадастровая стоимость спорного земельного участка не была утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п, поскольку утверждены только УПКС кадастрового квартала, подлежат отклонению как не соответствующие обстоятельствам дела.
Учитывая изложенные нормы права, принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна определяться в соответствии с новыми результатами кадастровой оценки, утвержденными Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010), в том числе, в целях соответствия кадастровой стоимости земли существующей экономической ситуации и регулярной актуализации государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что наличие в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101032:65, определенной на основании утратившего силу нормативного правового акта и без учета перерасчета кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с ее актуализацией на основании Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010), создает ситуацию, при которой государство в лице уполномоченных органов ставит в неравное положение участников хозяйственного оборота, выражающееся в применении разных подходов к регулированию одних и тех же отношений, что противоречит принципу обеспечения стабильности регулирования гражданских правоотношений.
Таким образом, на основании части 1 статьи 16, части 2 статьи 17 Закона о кадастре в государственный кадастр подлежат внесению с 01.01.2010 изменения в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п в редакции постановления Правительства Красноярского от 15.12.2009 N 651-п, действующего с 01.01.2010 (в размере 258,47 руб. кв. м.), поскольку указанное постановление получено органом кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Следовательно, актуализация сведений Государственного кадастра недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 12.02.2010, составленного в соответствии с постановлениями Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (в редакции постановления N 651-п, которая действует с 01.01.2010), не могла быть технической ошибкой, подлежащей исправлению решением ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю от 14.07.2010 N Ф24/10-1-11918 в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал незаконным указанное решение и обязал ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ссылка ответчика и третьего лица на пункт 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в соответствии с которым в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, не может быть принята судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Пункт 2.4 указанных Методических указаний введен Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 02.11.2009 N 439 и действует с 05.01.2010.
Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:51:0101032:65 поставлен на кадастровый учет 31.10.2008; УПКС и кадастровая стоимость данного земельного участка на 2010 год определена на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п (в редакции постановления 15.12.2009 N 651-п, вступившего в силу с 01.01.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края", то основания для применения пункта 2.4 указанных Методических указаний к спорным правоотношениям отсутствуют.
Однако, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии обязанности у ответчика внести в ГКН актуализированные сведения о земельном участке.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что оспариваемое решение не возлагает на общество дополнительных имущественных обременений; изменение кадастровой стоимости земельного участка после 1 января года, являющегося налоговым периодом, не влечет перерасчета земельного налога, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" декабря 2011 года по делу N А33-11560/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка ответчика и третьего лица на пункт 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в соответствии с которым в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, не может быть принята судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
...
Доводы ответчика и третьего лица о том, что оспариваемое решение не возлагает на общество дополнительных имущественных обременений; изменение кадастровой стоимости земельного участка после 1 января года, являющегося налоговым периодом, не влечет перерасчета земельного налога, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка."
Номер дела в первой инстанции: А33-11560/2011
Истец: ЗАО "Канский ремонтный завод"
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю
Третье лицо: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФБУ Кадастровая палата по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12648/12
17.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12648/12
02.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3094/12
03.05.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-295/12
16.12.2011 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-11560/11