Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Удовиченко Татьяны Ивановны (доверенность от 13.04.2012 N 45), Администрации Ангарского муниципального образования Поцелуйко Екатерины Михайловны (доверенность от 31.01.2012 N 2/15-167),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2012 года по делу N А19-1092/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.), суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска (далее - ДУМИ администрации г. Ангарска, ОГРН 1053801125036, место нахождения: Иркутская область г. Ангарск) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра, ОГРН 1043801066760, место нахождения: г. Иркутск) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2011 N 02/042/2011-723, в государственной регистрации права собственности муниципального образования город Ангарск на земельный участок, расположенный по адресу по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Южный массив, квартал 5, в 6,46 км к юго-востоку от кладбища "Березовая роща" с кадастровым номером: 38:26:041401:197.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ангарского муниципального образования (далее - Администрация АМО, ОГРН 1023800526056, место нахождения: Иркутская область г. Ангарск).
Определением от 01.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование город Ангарск в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации города Ангарска (ОГРН 1023800526056, место нахождения: Иркутская область г. Ангарск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2012 года оставлено без изменений.
Не согласившись с судебными актами, Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает решения судов первой и апелляционной инстанций незаконными и необоснованными, вынесенными при неправильном применении норм материального права: статьи 19, Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ).
По мнению заявителя кассационной жалобы, первичное право собственности муниципального образования город Ангарск на спорный земельный участок возникло по основанию разграничения государственной собственности и в силу закона подлежит государственной регистрации. Постановление мэра Администрации АМО от 13.10.2010 N 2115-па является надлежащим документом, подтверждающим предоставление земельного участка муниципальному образованию город Ангарск и достаточным основанием для регистрации права собственности, и при этом обязательного предоставления договора безвозмездного срочного пользования не требуется.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра указывает, что считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы не основанными на нормах материального права и несостоятельными, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители Управления Росреестра, Администрации АМО возразили против доводов заявителя кассационной жалобы и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица участвующие в деле о времени и месте судебного заседания, извещенные надлежащим образом, по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права, установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.09.2011 муниципальное образование город Ангарск обратилось в Ангарский отдел Управления Росреестра по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок, расположенный по адресу Иркутская область, г. Ангарск, Южный массив, квартал 5, в 6,45 км к юго-востоку от кладбища "Березовая роща", с кадастровым номером: 38:26:041401:197, с разрешенным использованием - для строительства нового кладбища.
В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию обществом представлено постановление мэра Ангарского муниципального образования от 13.10.2010 N 2115-па "О предоставлении администрации города Ангарска земельного участка, расположенного Иркутская область город Ангарск Южный массив квартал 5 в 6,45 км к юго-востоку от кладбища "Березовая роща".
В ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов регистратором были выявлены недостатки, препятствующие государственной регистрации, и заявителю было направлено уведомление от 07.10.2011 N 02-2990 о предоставлении дополнительных документов, в том числе:
договора безвозмездного срочного пользования земельным участком;
заявление стороны (сторон) по договору о регистрации договора с приложением документов, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся за государственной регистрацией, либо документ, подтверждающий право собственности Муниципального образования город Ангарск на вышеуказанный земельный участок.
19.10.2011 государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект недвижимости была приостановлена сроком на 1 месяц, о чем заявителю направлено уведомление от 19.10.2011 N 02/042/2011-723 с предложением в течение срока приостановления устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, в установленный срок не были устранены, регистрирующий орган в сообщении от 18.11.2011 N 02/042/2011-723 отказал муниципальному образованию город Ангарск в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N122-ФЗ.
Считая отказ регистрационного органа незаконным, нарушающим права и законные интересы муниципального образования город Ангарск, ДУМИ администрации г. Ангарска обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не представил в регистрирующий орган доказательств возникновения у муниципального образования г. Ангарск права собственности на спорный земельный участок, в связи с чем, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Иркутской области соответствует статье 20 Закона N 122-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и не найдя оснований для его отмены оставил его без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что право срочного безвозмездного пользования на земельный участок, как и право собственности, у Администрации города Ангарска не возникли и муниципальное образование не может ссылаться в заявлении о государственной регистрации на постановление мэра Ангарского муниципального образования от 13.10.2010 N 2115-па как на основание возникновения права собственности на земельный участок.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути повторяющие доводы, изложенные в апелляционной жалобе и заявлении, основаны на неверном толковании положений абзаца 3 пункта 3 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что постановление мэра Ангарского муниципального образования от 13.10.2010 N 2115-па является надлежащим административным распорядительным актом, на основании которого заявителю был предоставлен земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем, у администрации города Ангарска и возникло право собственности на переданный земельный участок.
Из содержания постановления мэра Ангарского муниципального образования от 13.10.2010 N 2115-па не следует, что администрации города Ангарска спорный земельный участок предоставлен в порядке разграничения собственности на землю. Более того у Ангарского муниципального образования отсутствует законодательно установленное право передавать земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с положениями статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, при этом к муниципальным образованиям, как субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В данном конкретном случае отношения двух различных органов местного самоуправления по передаче в срочное безвозмездное пользование спорного земельного участка не могут рассматриваться как публично-правовые взаимоотношения, поскольку основаны на юридическом равенстве сторон, автономии воли и имущественной самостоятельности участников правоотношений, из чего следует, что взаимоотношения муниципальных органов попадают в сферу действия гражданско-правового регулирования в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, орган местного самоуправления в силу прямого указания закона наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей их включения в гражданский оборот.
Возникновение права собственности на земельный участок возможно по основаниям, предусмотренным главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае волеизъявление Ангарского муниципального образования, как субъекта гражданского права было направлено на передачу земельного участка администрации города Ангарска не в собственность, а в срочное безвозмездное пользование в порядке, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 29 и 24 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению земельных участков в срочное безвозмездное пользование возникают на основании сложного юридического состава, включающего в себя совокупность юридических фактов - издание уполномоченным органом соответствующего распоряжения, заключение договора, государственной регистрация договора.
Поскольку, договор безвозмездного пользования, являющийся одним из элементов юридического состава возникновения права безвозмездного пользования земельным участком не заключался, то постановление мэра Ангарского муниципального образования от 13.10.2010 N 2115-па как распорядительный акт о предоставлении во временное безвозмездное пользование земельного участка не может быть расценен в качестве правоподтверждающего документа на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска требований.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют собой содержание заявления и апелляционной жалобы, являлись предметом исследования судов двух инстанций, были проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и не нашли своего подтверждения в результате оценки имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут влиять на правильность принятых по делу судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2012 года по делу N А19-1092/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2012 года по делу N А19-1092/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.