Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя Правительства Иркутской области Коваленко Юлии Сергеевны (доверенность от 01.06.2012 N 02-01-416/12),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Левчук Ирины Станиславовны на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2012 года по делу N А19-20223/2011 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Красько Б.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Левчук Ирина Станиславовна (далее - индивидуальный предприниматель Левчук И.С., индивидуальный предприниматель, ОГРН 304381220800120, г.Иркутск) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) и Правительству Иркутской области (далее - Правительство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 для строительства, выраженного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 12.08.2011 N 24-5446/1и; о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области по непринятию решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук И.С. земельного участка 38:36:000030:1161 для строительства по заявлению Левчук И.С. от 20.07.2011; об обязании Правительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав Левчук И.С. путем принятия решения о предоставлении земельного участка 38:36:000030:1161 для строительства.
По ходатайству Правительства Иркутской области определением от 25.01.2012, с учетом определения об исправлении опечатки от 26.01.2012, в качестве третьего лица привлечена Администрация города Иркутска.
Представитель предпринимателя по доверенности Колобовников А.С., обратился в суд с заявлением об отказе от требования о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области по непринятию решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук И.С. земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 для строительства по заявлению Левчук И.С. от 20.07.2011.
Заявлением об уточнении требований предприниматель просил признать незаконным отказ Правительства Иркутской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, площадью 400 кв. м расположенного в мкр. Первомайский, Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет и оформленного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 12.08.2011 N 24-5446/1и; обязать Правительство Иркутской области устранить нарушения прав Левчук И.С. путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 площадью 400 кв. м расположенного в мкр. Первомайский, Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет в двухнедельный срок со дня изготовления текста решения по настоящему делу.
Заявлением об отказе от заявленных требований в части предприниматель, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил отказ от требований к Министерству имущественных отношений Иркутской области и просил привлечь Министерство имущественных отношений Иркутской области в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2012 года производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области по непринятию решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук Инне Станиславовне земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 для строительства прекращено.
Отказ Правительства Иркутской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук Инне Станиславовне земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, площадью 400 кв. м, расположенного в мкр. Первомайский Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет, оформленный письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 12.08.2011 N 24-5446/1и, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Положению о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-ПП, признан незаконным.
Суд обязал Правительство Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Левчук Инны Станиславовны путем принятия решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук Инне Станиславовне земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, площадью 400 кв. м, расположенного в мкр. Первомайский Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет, в течение 15 дней с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2012 года решение суда от 26 марта 2012 года отменено. В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области в предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук Инне Станиславовне земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, площадью 400 кв. м, расположенного в мкр. Первомайский Свердловского района г. Иркутска для строительства в аренду сроком на 5 лет, оформленного письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области от 12.08.2011 N 24-5446/1и отказано.
Производство о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области в предоставлении земельного участка 38:36:000030:1161 для строительства, выраженного в письме Министерства имущественных отношений Иркутской области от 12.08.2011 N 24-5446/1и прекращено.
Производство о признании незаконным бездействия Правительства Иркутской области по непринятию решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Левчук Инне Станиславовне земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 для строительства прекращено.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, индивидуальный предприниматель обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда оставить в силе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, возведение на земельном участке зданий после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и постановки земельного участка на кадастровый учет не нарушает публичные интересы, права третьих лиц и само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Представитель Правительства считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права, установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель заявлениями от 13.04.2009, от 26.07.2011, от 23.03.2011, от 20.07.2011 обращалась в Правительство Иркутской области и Министерство имущественных отношений Иркутской области с просьбой предоставить ей в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:1161, расположенный в Свердловском районе г. Иркутска, мкр. Первомайский, площадью 400 кв. м для строительства магазина и заключить договор.
Письмом Министерство имущественных отношений от 12.08.2011 уведомило заявителя о том, что на указанном земельном участке выявлено самовольно возведенное строение, в связи с чем, руководствуясь статьей 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, по назначению - с целью строительства магазина, не представляется возможным.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности отказа Правительства в предоставлении предпринимателю земельного участка 38:36:000030:1161 для строительства по заявлению Левчук И.С. от 20.07.2011 и несоответствия отказа положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-ПП и нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Правительства не нарушает права и законные интересы заявителя и соответствует нормам действующего законодательства.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из норм Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки могут быть предоставлены гражданам как в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так и в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отличие от статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление государственными органами земельных участков под строительство, право на которые не разграничено и на которых отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам либо иное обременение на данные земельные участки.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Следовательно, органом, уполномоченным рассматривать вопрос о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, является Администрация г. Иркутска.
Как следует, из материалов дела, индивидуальный предприниматель обратилась за получением земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции материалами дела установлено, что на указанном земельном участке имеется объект недвижимости, в связи с чем, земельный участок под таким объектом может быть предоставлен собственнику объекта недвижимости только в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а иным лицам только в отсутствие на таком земельном участке каких-либо объектов недвижимости.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что заявитель вправе получить данный земельный участок, если данный объект принадлежит заявителю на праве собственности, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо он вправе получить на него права по соглашению с собственником данного объекта недвижимости, является правильным.
При наличии объектов недвижимости получение земельных участков под такими строениями разрешается только по соглашению с собственником объекта недвижимости. Предоставить земельный участок, на котором имеется объект недвижимости, заявителю в отсутствие документов о принадлежности данного объекта недвижимости предпринимателю не представляется возможным, так как затрагивает права собственника указанного объекта недвижимости.
Индивидуальный предприниматель обратилась в Правительство Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства, однако, на земельном участке, на который претендует заявитель, уже расположено строение, что исключает возможность осуществить строительство и соответственно использовать предоставляемый земельный участок в соответствии с разрешенным использованием - для строительства магазина.
Таким образом, поскольку собственник данного объекта недвижимости не установлен, а доказательств принадлежности объекта недвижимости предпринимателю отсутствуют в деле, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000030:1161 не может быть предоставлен заявителю, в связи с чем, отказ в его предоставлении является правомерным, не нарушающим прав и законных интересов предпринимателя.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что возведение на земельном участке зданий после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и постановки земельного участка на кадастровый учет не нарушает публичные интересы, права третьих лиц и само по себе, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, рассмотрен судом кассационной инстанции, однако не может быть принят во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих как зарегистрированное право на объект недвижимости, так и отсутствие таких прав.
Другие доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции.
Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2012 года по делу N А19-20223/2011 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.