Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Соколовой Л.М., Скубаева А.И.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" Амплеева Дмитрия Евгеньевича (доверенность от 15.03.2012 N 66),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от3 апреля 2012 года по делу N А58-785/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Немытышева Н.Д.; апелляционный суд: Оширова Л.В., Куклин О.А., Стрелков А.В.),
установил:
открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее - Компания) (ОГРН 1435028701, место нахождения: г. Якутск) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" (далее - Общество) 9ОГРН 1037706004346, место нахождения:
г. Моска) о взыскании 3 035 731 рубля 31 копейки задолженности за потребленную в период с августа по октябрь 2011 года электрическую энергию по договору энергоснабжения N ДЭ-11 от 28.07.2009.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 апреля 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 года, иск удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 21 Правил применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 364-э/4 (далее - Правила N 364-э/4), статью 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), условия договора N ДЭ-11 от 28.07.2009. Арбитражные суды исходили из правомерности применения истцом использованной им в расчете величины средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) и наличия задолженности.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя кассационной жалобы, расчет стоимости поставленной в спорный период по нерегулируемым ценам электрической энергии должен быть произведен исходя из величины средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках (2 148,868 и 2 184,1 руб./МВт/ч), опубликованной одновременно с публикацией решений об установлении одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям Общества (постановления Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 29.04.2011 N 38/2, от 29.08.2011 N 83).
Использованная истцом в расчете величина средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии, утвержденная приложением N 21 к протоколу Правления Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 20.12.2010 N 36, необоснованно признана судами достоверной, поскольку информация о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии не была опубликована, а указанное приложение не соответствует по форме, утвержденной Федеральной службой по тарифам (приложение к Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э).
Истец и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 39806, N 38940, N 38492), однако представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 ноября 2012 года объявлялся перерыв до 9 часов 45 минут 27 ноября 2012 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://www.fasvso.arbitr.ru.
После перерыва представители истца и третьего лица участия в судебном заседании не принимали.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения при рассмотрении дела судом первой инстанции и апелляционным судом норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор N ДЭ-11 от 28.07.2009, по условиям которого поставщик обязался подавать электрическую энергию и мощность, а покупатель - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию в порядке, установленном договором.
Истец, поставляющий электрическую энергию ответчику, в целях исполнения своих обязательств перед последним закупает энергию и мощность у производителей электрической энергии изолированных энергорайонов и субъектов оптового рынка.
Энергопотребляющие объекты ответчика расположены в Южно-Якутском районе республики. Зона деятельности гарантирующего поставщика - Компании включает в себя, как Южно-Якутский район (неценовая зона), так и технологически изолированные районы.
Применение тарифа, дифференцированного по зонам (часам) суток, согласовано Обществом с Компанией.
В период с августа по октябрь 2011 года истец поставил ответчику электрическую энергию (мощность) в количестве 21 645,501 МВт.ч на сумму 93 885 917 рублей 25 копеек. В расчете стоимости электроэнергии гарантирующий поставщик использовал удельную стоимость покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке в размере 1 376 руб./МВт/ч, установленную в приложении N 21 к протоколу Правления Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 20.12.2010 N 36.
Ответчик произвел оплату в сумме 90 850 185 рублей 94 копеек, исходя из удельной стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке в размере 2 148,868 и 2 184,1 руб./МВт/ч, утвержденной постановлениями Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 29.04.2011 N 38/2, от 29.08.2011 N 83.
Ссылаясь на наличие задолженности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 106 (1) Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 на розничных рынках, функционирующих на территориях, включенных в неценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия и (или) мощность поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) по ценам, определяемым в соответствии с правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности этого потребителя.
При осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию и мощность между потребителями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями по договорам купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (на территориях неценовых зон), подлежат применению Правила N 364-э/4) (вступили в законную силу 13.02.2011, применяются с 01.03.2011).
Согласно пункту 21 названных Правил предварительно рассчитанные обязательства по оплате фактического объема потребления электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам) потребителям, рассчитывающимся по одноставочному тарифу, дифференцированному в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности, определяются по формуле:, где J (одност. опт) - удельная стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке (с учетом мощности), являющаяся составной частью одноставочного тарифа, равная средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности).
Разногласия сторон заключаются относительно величины средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности), то есть удельной стоимости покупки электроэнергии на оптовом рынке.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды исходили из правильности произведенного истцом расчета стоимости взыскиваемой электрической энергии с учетом удельной стоимости покупки электроэнергии и мощности на оптовом рынке, установленной в приложении N 21 к протоколу Правления Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 20.12.2010 N 36. При этом суды установили, что удельная стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке не равна средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности), указанной в решении об установлении тарифов, поскольку в решении об установлении тарифов удельная стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке с учетом мощности в отношении истца на 2011 год определена как стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке и стоимость производства электроэнергии в технологически изолированной энергосистеме, тогда как в названном приложении - исходя из затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка и объема покупной энергии).
Судом первой инстанции и апелляционным судом сделаны противоречивые и взаимоисключающие выводы. Так, признав удельную стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке не равной средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности), арбитражные суды пришли к выводу о правомерности использования истцом в расчете величины средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии, утвержденной приложением N 21 к протоколу от 20.12.2010 N 36.
Более того, выводы арбитражных судов являются недостаточно обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в неценовых зонах оптового рынка, подлежат государственному регулированию.
По смыслу статей 2 и 3 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
Процедура принятия решений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию регламентирована Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов).
В силу пунктов 18, 21 названных Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам. В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования.
Из правового смысла положений Правил государственного регулирования и применения тарифов вытекает, что решение об установлении тарифов представляет собой постановление с протоколом заседания правления.
Согласно пункту 23 этих же Правил решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке. Одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует, в том числе, информацию о величине средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенную при установлении одноставочных тарифов.
Признав правомерным применение истцом в расчете величины средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии, утвержденной приложением N 21 к протоколу от 20.12.2010 N 36, суд первой инстанции не дал правовой оценки указанному приложению с точки зрения возможности его применения как нормативного правового акта с учетом требований, предусмотренных Правилами государственного регулирования и применения тарифов, и в связи с этим не полностью установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Упомянутые нарушения не были устранены и апелляционным судом.
Поскольку выводы арбитражных судов являются недостаточно обоснованы, сделанными без учета подлежащих применению норм материального права и по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела, решение и постановление не могут быть признаны законными, обоснованными и мотивированными, как это предусмотрено частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежит отмене на основании части 3 статьи 288 названного Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду следует полно и всесторонне исследовать представленные сторонами доказательства и дать им надлежащую правовую оценку (в том числе оценить приложение N 21 к протоколу Правления Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 20.12.2010 N 36 с точки зрения возможности его применения как нормативного правового акта с учетом требований, предусмотренных Правилами государственного регулирования и применения тарифов); устранить имеющиеся в деле противоречия; рассмотреть все доводы, как истца, так и ответчика.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2012 года по делу N А58-785/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.