Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Соколовой Л.М., Скубаева А.И.,
при участии представителей Министерства финансов Республики Бурятия Федеровой Елены Александровны (доверенность от 26.09.2011 N 01-01-12/62), Военного комиссариата Республики Бурятия Полещук Марины Владимировны (доверенность от 11.01.2013 N ЮК/447), генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Геолайн" Цыбенова Александра Владимировича (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2012 года по делу N А10-1440/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Марактаева И.Г.; апелляционный суд: Скажутина Е.Н., Клочкова Н.В., Юдин С.И.),
установил:
Министерство финансов Республики Бурятия (далее - Министерство финансов) (ОГРН 1020300967257, место нахождении: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о понуждении Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) (ОГРН 1037700255284, место нахождения: г. Москва) исправить кадастровую ошибку, допущенную при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:24:033405:14, и инициировать внесение изменений в Государственный кадастр недвижимости в отношении местоположения его границ; об обязании общества с ограниченной ответственностью "Геолайн" (далее - ООО "Геолайн") (ОГРН 1040302953569, место нахождения: г. Улан-Удэ) исправить кадастровую ошибку путем формирования границ указанного земельного участка по границам, указанным в первоначальных отводных документах, и изготовления межевого плана с пересчетом координат земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Военный комиссариат Республики Бурятия (далее - Военный комиссариат) (ОГРН 1030302650245, место нахождения: г. Улан-Удэ), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, место нахождения: г. Улан-Удэ) (далее - Теруправление), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, место нахождения: г. Улан-Удэ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, место нахождения: г. Улан-Удэ) (далее - Управление Росреестра), Федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, место нахождения: г. Москва).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статью 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статьи 4, 5, 20, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и мотивированы тем, что иск не обоснован по праву.
В кассационных жалобах заявители просят проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением арбитражными судами норм материального права.
Министерство финансов Республики Бурятия поддержало доводы, изложенные в кассационных жалобах Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и Управления Росреестра.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия не представило отзывы на кассационные жалобы Министерства финансов Республики Бурятия и Управления Росреестра.
Управление Росреестра не представило отзывы на кассационные жалобы Министерства финансов Республики Бурятия и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Министерство обороны, Теруправление, Военный комиссариат и ООО "Геолайн" отклонили доводы, изложенные в кассационных жалобах, указав на их несостоятельность (отзывы от 26.12.2012, 10.01.2013, 11.01.2013, 12.01.2013).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, Управление Росреестра, Министерство обороны, Теруправление, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, в 1993 году Военному комиссариату Республики Бурятия в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 0,53 га (в 1966 году на данном участке были построены объекты для военкомата республики).
На данном земельном участке (поставлен на государственный кадастровый учет в 2003 году с присвоением ему кадастрового номера 03:24:033405:14), принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и на ограниченном вещном праве постоянного (бессрочного) пользования - Военному комиссариату, расположено помещение гаража, являющееся собственностью Республики Бурятия и находящееся в оперативном управлении Министерства финансов.
Согласно пояснениям представителя истца помещение гаража возведено им самовольно без соответствующих разрешений и каких-либо прав на участок.
В результате уточнения границ земельного участка в 2005 году кадастровый инженер ООО "Геолайн" изменил конфигурацию земельного участка по сравнению с тем, как она была определена в документах: постановлении администрации города Улан-Удэ от 16.12.1993 N 54, плане инвентаризации земель Октябрьского райвоенкомата по улице Солнечная, 7а и государственном акте на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 08.02.1995 N 530. Указанное изменение привело к тому, что границы земельного участка были учтены с включением земельного участка, на котором находится гараж истца. Сведения о границах земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости. Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано в 2006 году.
11.09.2009 Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия приняло решение N Ф24/09-3586 о необходимости устранения кадастровой ошибки в кадастровых сведениях в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 03:24:033405:14.
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (собственник) и Военный комиссариат (землепользователь) отказались от подачи заявлений об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Орган кадастрового учета не обращался в суд с соответствующим заявлением.
Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
В качестве правового основания иска указана статья 28 Закона о кадастре.
Истец свою заинтересованность в подаче иска об исправлении кадастровой ошибки объясняет нахождением на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации на праве собственности, гаража, который принадлежит ему на праве оперативного управления.
Изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в кассационных жалобах, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Исправление кадастровых ошибок в сведениях в случаях, если существуют основания полагать, что данное исправление может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости, осуществляется на основании решения суда (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10, от 22.03.2011 N 14765/10, от 15.12.2011 N 12651/11).
В арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов вправе обратиться лишь заинтересованное лицо (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 28 Закона о кадастре суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца к Министерству обороны, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и истец не является заинтересованным лицом, имеющим право в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о кадастре требовать в суде принятия решения об исправлении кадастровой ошибки в сведениях в государственном кадастре. При этом арбитражные суды обоснованно учли следующие обстоятельства: между сторонами существует спор о праве (иск направлен на прекращение права федеральной собственности на указанный земельный участок в существующих границах и площади, изъятию части данного земельного участка); межевание границ земельного участка проведено в 2005 году с согласованием смежных землепользователей, к которым истец не относился; в 2005 году истец не имел каких-либо правоустанавливающих документов на гараж или отводных документов на земельный участок для строительства гаража; гараж находится на земельном участке с кадастровым номером 03:24:033405:0014, границы которого были учтены в государственном кадастре недвижимости в соответствии с описанием, данным ответчиком ООО "Геолайн" в землеустроительном деле.
Суд кассационной инстанции соглашается также с выводом арбитражных судов о необоснованности требований истца к ООО "Геолайн", поскольку, во-первых, статья 28 Закона о кадастре не содержит положений о возможном исправлении кадастровой ошибки путем понуждения кадастрового инженера к совершению действий по повторному формированию границ земельного участка, уже ранее сформированного в соответствии с первичными документами (в части требования об исправлении кадастровой ошибки), во-вторых, истцом заявлено требование об исполнении обязательств, возникших из правоотношений ответчиков, участником которого непосредственно истец не является.
Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, часть 1 статьи 168, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 того же Кодекса не имеется.
Довод Министерства финансов Республики Бурятия о том, что отказ в удовлетворении требования об исправлении ошибочных сведений в государственном кадастре недвижимости фактически приводит к невозможности для данного лица реализовать свои права, предусмотренные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не усматривается возведение истцом помещения гаража с согласия собственника земельного участка и при наличии соответствующих разрешений на строительство.
Ссылка Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия на судебно-арбитражную практику, содержащуюся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2011 года по делу N А72-9832/2010, несостоятельна, поскольку практика рассмотрения споров не формируется в рамках одного суда или округа. Сформировавшей судебно-арбитражной практике является лишь позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлениях Пленума или Президиума.
Иные приведенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о неправильном применении или толковании судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 25 июля 2012 года и постановления от 6 ноября 2012 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Между тем вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации указанные лица освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2012 года по делу N А10-1440/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.