Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Орлова А.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления по недропользованию по Иркутской области Коткина Игоря Владиславовича (доверенность от 26.07.2012 N 1/04-12-1009), общества с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" Шрамбиан Екатерины Андреевны (доверенность от 12.11.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по недропользованию по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года по делу N А19-5383/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" (далее - ООО "Бугульдейский мрамор", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению по недропользованию по Иркутской области (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным приказа N 36 от 02.02.2012 о досрочном прекращении права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года требование удовлетворено. Приказ Управления N 36 от 02.02.2012 о досрочном прекращении права пользования общества на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами признан недействительным, как не соответствующий требованиям Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3314-1 от 15.07.1992.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, спорный приказ вынесен в полном соответствии с нормами материального права и условиями лицензионного соглашения в связи с невыполнением обществом установленного лицензионным соглашением объема недропользования. Проведение в период с 27.10.2011 по 07.11.2011 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области внеплановой выездной проверки (выезд и визуальный осмотр промышленной площадки карьера) выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-273в от 07.11.2011), в результате которой нарушений выявлено не было, не является основанием для признания факта выполнения недропользователем объемов добычи мраморов, установленных лицензией (2 500 куб.м в год), так как указанный акт проверки принят по результатам визуального осмотра промышленной площадки карьера, в ходе которого оценка количества добытого полезного ископаемого не проводилась. Кроме того, в материалах дела имеется справка Иркутского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" N 175 от 02.04.2012, согласно которой добыча мраморов по годам с 2006 по 2011 осуществлялась менее установленных лицензией объемов. Судами исследование данной справки не проводилось. Таким образом, судами ненадлежащим образом оценен указанный акт проверки. Оспариваемый приказ Управления является справедливым и соответствует характеру бездействия общества - невыхода в течение 10 лет на установленный объем недропользования. Кроме того, мера по досрочному прекращению права общества на пользование недрами являлась необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей. Выводы суда первой инстанции о наличии объективных причин, препятствующих добыче полезного ископаемого в необходимом количестве, не подтверждены материалами дела. Резолютивная часть решения суда первой инстанции изложена без учета требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ИРК N 01893 ТЭ на добычу мраморов на Бугульдейском месторождении на территории Ольхонского района Иркутской области сроком действия до 01.04.2016 (зарегистрирована в реестре 30.05.2003 за N 1363).
В соответствии с лицензионным соглашением к данной лицензии (приложение N 1) недропользователь, в том числе, обязан ввести первую очередь предприятия производительностью 2,5 тыс. куб.м блоков в год не позднее 2002 года (п. 4.26).
В период с 28.06.2010 - 09.07.2010 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Бугульдейский мрамор" по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выполнению условий лицензионного соглашения при пользовании недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, в результате которой установлено, что ООО "Бугульдейский мрамор", являясь правопреемником ОАО "Байкальский мрамор" в части обязательств по выполнению условий ранее выданной лицензии - ИРК 01128 ТЭ на добычу мраморов на Бугульдейском месторождении:
- не проводит на лицензионном участке работы по добыче мрамора, предусмотренные целевым назначением лицензии (нарушены пункты 1.1, 4.3, 4.25, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах));
- не вышло на производственную мощность по добыче мрамора в количестве 2 500 куб. м, установленную лицензионным соглашением и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора "Бугульдейка" (нарушены пункты 4.5, 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона о недрах);
- не ввело в срок до 2002 года по настоящее время первую очередь предприятия по добыче мрамора, установленный лицензионным соглашением и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора "Бугульдейка" (нарушены пункты. 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона о недрах");
- в период с 2008 года не обеспечивает финансирование и организацию работ, необходимых для эффективного и рационального пользования недрами (нарушен пункт 7.4 лицензионного соглашения);
- не выполнен комплекс по консервации карьера по добыче мрамора, на котором горные работы остановлены, и не ведутся с 2008 года по настоящее время.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Иркутской области был составлен акт проверки НАТ-104 от 09.07.2010 и выдано предписание N НАТ-104 от 09.07.2010, которым обществу предписывалось приступить к работам по добыче мрамора на лицензионным участке в соответствии с лицензионным соглашением и проектной документацией в срок до 15.01.2011.
Данный акт проверки и предписание Управления Росприроднадзора по Иркутской области были направлены им в Федеральное агентство по недропользованию, которое, в свою очередь, с письмом N 06-30/10078 от 25.10.2010 направило акт проверки и предписание от 09.07.2010 в Управление по недропользованию по Иркутской области для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования ООО "Бугульдейский мрамор" недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона о недрах.
01.12.2010 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Иркутской области (далее Комиссия), на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра направить ООО "Бугульдейский мрамор" письменное уведомление о допущенных им нарушениях условий пользования недрами на предоставленном в соответствии с лицензией участке недр и необходимости устранения этих нарушений в срок не позднее шести месяцев с момента получения уведомления (протокол заседания Комиссии от 01.12.2010).
В связи с чем Иркутскнедра в адрес общества 06.12.2010 направило уведомление о нарушениях условий лицензии на пользование недрами (N 01/04-1390), в котором предлагалось устранить нарушения в течение шести месяцев со дня получения уведомления, в доказательство чего представить подтверждающие документы до истечения данного срока в Иркутскнедра (получено обществом 08.12.2010).
В ответ на направленное уведомление в Иркутскнедра поступило письмо ООО "Бугульдейский мрамор" от 30.06.2011, в котором содержалась информация о проведенной обществом работе по устранению нарушений условий пользования недрами на Бугульдейском месторождении.
Поскольку обществом не было представлено никаких подтверждающих документов на указанную в данном письме информацию, на заседании Комиссии (протокол от 05.07.2011) было принято решение рекомендовать Иркутскнедра отложить принятие решения по выполнению Уведомления о допущенных нарушениях по лицензии ИРК 01893 ТЭ до представления дополнительной информации от ООО "Бугульдейский мрамор" и известить письменно ООО "Бугульдейский мрамор" о необходимости в срок не позднее 01.10.2011 представить в Иркутскнедра указанные в протоколе документы (согласованный и утвержденный Прибайкальским Управлением Ростехнадзора план горных работ на 2011 год, документы, подтверждающие факт добычи мраморов в период действия Уведомления о допущенных нарушениях условий пользования недрами на Бугульдейском месторождении, справку налоговых органов об отсутствии задолженности ООО "Бугульдейский мрамор" по уплате налогов при пользовании недрами).
Иркутскнедра в соответствии с данными рекомендациями Комиссии письмом от 07.07.2011 N 2/04-728 предложило обществу в срок не позднее 01.10.2011 представить в Иркутскнедра указанные документы (получено обществом 07.07.2011).
26.09.2011 во исполнение данного письма ООО "Бугульдейский мрамор" в Иркутскнедра представлено уведомление о том, что общество с 10.05.2011 возобновило работы по добыче мраморов на карьере белого мрамора на месторождении "Бугульдейка", а также, что 04.07.2011 был утвержден и согласован Прибайкальским Управлением Ростехнадзора План горнокапитальных работ по карьеру "Бугульдейка" на 2011 год. Также обществом представлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.09.2011.
В период с 06.10.2011 по 20.10.2011 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области проведена внеплановая документальная проверка выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" Уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-233-в от 20.10.2011), в результате которой установлен факт устранения обществом всех нарушений, указанных в уведомлении, за исключением единственного - не выход на производственную мощность по добыче мраморов 2,5 тыс. куб.м в год.
По результатам данной проверки Управлением Росприроднадзора по Иркутской области обществу выдано предписание N 233-в от 20.10.2011, в котором предписывалось в срок до 20.01.2012 выйти на производственную мощность по добыче мраморов согласно лицензионному соглашению (2,5 тыс. куб. м в год).
Кроме того, для установления достоверности представленных обществом документов, в период с 27.10.2011 по 07.11.2011 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка (выезд и визуальный осмотр промышленной площадки карьера) выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" Уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-273в от 07.11.2011), в результате которой, нарушений выявлено не было.
08.12.2011 состоялось заседание Комиссии по вопросу рассмотрения выполнения Уведомления по устранению нарушений условий пользования недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра запросить у ООО "Бугульдейский мрамор" документы, подтверждающие выполнение Предписания Управления Росприроднадзора по Иркутской области об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N Н-233-в от 20.10.2011.
В связи с чем, Иркутскнедра в адрес общества направлено письмо с предложением в срок не позднее 25.01.2012 представить документы, подтверждающие выполнение Предписания, которое получено заявителем 14.01.2012.
30.01.2012 Управлением издано распоряжение N 19-р о проведении в период с 20.02.2012 по 02.03.2012 внеплановой документальной проверки ООО "Бугульдейский мрамор" с целью контроля за выполнением Предписания N Н-233-в от 20.10.2012, в связи с истечением срока его выполнения.
В связи с непредставлением обществом документов в установленный срок а также в связи с неуплатой обществом в полном объеме административного штрафа, наложенного постановлением Управления Росприроднадзора по Иркутской области N НАТ-104 от 15.07.2010, состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Иркутской области, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра на основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах досрочно прекратить право пользования недрами и действие лицензии ИРК 01893 ТЭ, выданной ООО "Бугульдейский мрамор" (протокол от 01.02.2012).
Управлением по недропользованию по Иркутской области 02.02.2012 был издан приказ N 32 о досрочном прекращении с 02.02.2012 права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами, предоставленной ООО "Бугульдейский мрамор" с целью добычи мраморов на Бугульдейском месторождении, расположенном в Ольхонском районе Иркутской области.
Общество, полагая, что указанный приказ издан с нарушением закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением нарушен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, так как с момента составления акта проверки N 273-в от 07.11.2011 об отсутствии нарушений в деятельности общества в адрес последнего Управлением уведомления о допущенных обществом нарушениях не направлялись. Примененная мера принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами и действия лицензии явилась в рассматриваемом случае чрезмерным ограничением прав общества, применение такой меры принуждения не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, не является необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции признал законными выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив доводы кассационной жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства, считает судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые решения арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Решение суда является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.
Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть обязательно указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых основаны выводы судов об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
В нарушение названных требований выводы судов первой и апелляционной инстанций не в полной мере соответствуют установленным по данному конкретному делу фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество не вышло на производственную мощность по добыче мрамора в количестве 2 500 куб. м, установленную пунктом 4.26 лицензионного соглашения и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора, Бугульдейка", чем нарушены пункты 4.5, 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, статья 22 Закона о недрах, что по существу обществом не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Таким образом, недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению.
В соответствии с положениями статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Невыполнение обязательств влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Досрочное прекращение права пользования недрами, по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения, фактически представляет собой расторжение в установленном данным законом порядке договорных отношений (лицензионного соглашения).
Из разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах, в случае нарушения пользователем существенных условий лицензии, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию.
Между тем суды, установив факт нарушения существенных условий лицензионного соглашения, признали неправомерным приказ Управления о досрочном прекращении лицензии, не учитывая вышеизложенное.
Выводы судов о наличии объективных причин, препятствующих добыче полезного ископаемого в необходимом количестве, сделаны без учета состоявшихся гражданско-правовых отношений, в связи с чем не могут быть признаны соответствующими установленным фактическим обстоятельствам по делу.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства не были исследованы судами с учетом указанных норм права, а названные нарушения не могут быть восполнены на стадии кассационного производства, так как суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по исследованию обстоятельств и оценке доказательств не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу части 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела и доказательств по делу и вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года по делу N А19-5383/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.В. Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.