г. Чита |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А19-5383/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по недропользованию по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года по делу N А19-5383/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственности "Бугульдейский мрамор" (ОГРН 1043801031515, ИНН 3808110521) к Управлению по недропользованию по Иркутской области (ОГРН 1043801031515, ИНН 3808110521) о признании недействительным приказа N 36 от 02.02.2012,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственности "Бугульдейский мрамор" - не явился, извещен,
от Управления по недропользованию по Иркутской области - Коткина И.В., представителя по доверенности от 26.07.2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" (далее - заявитель, ООО "Бугульдейский мрамор" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению по недропользованию по Иркутской области (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным приказа N 36 от 02.02.2012 о досрочном прекращении права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года требование удовлетворено. Приказ Управления N 36 от 02.02.2012 о досрочном прекращении права пользования общества на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами признан недействительным, как не соответствующий требованиям Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3314-1 от 15.07 1992.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного при неправильном применении норм материального права, выводы суда о несоответствии оспариваемого приказа действующему законодательству и нарушении этим приказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, где просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что общество с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации - ОГРН 1097536008250 (том 1, л. д. 15-18).
Обществу с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" выдана лицензия на право пользования недрами серии ИРК N 01893 ТЭ на добычу мраморов на Бугульдейском месторождении на территории Ольхонского района Иркутской области сроком действия до 01.04.2016 (зарегистрирована в реестре 30.05.2003 за N 1363).
В соответствии с лицензионным соглашением к данной лицензии (приложение N 1) недропользователь, в том числе, обязан ввести первую очередь предприятия производительностью 2,5 тыс. м3 блоков в год не позднее 2002 года (п. 4.26).
В период с 28.06.2010 - 09.07.2010 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Бугульдейский мрамор" по соблюдению требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выполнению условий лицензионного соглашения при пользовании недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, в результате которой установлено, что ООО "Бугульдейский мрамор", являясь правопреемником ОАО "Байкальский мрамор" в части обязательств по выполнению условий ранее выданной лицензии - ИРК 01128 ТЭ на добычу мраморов на Бугульдейском месторождении:
- не проводит работы по добыче мрамора на лицензионном участке, предусмотренные целевым назначением лицензии (нарушены п. п. 1.1, 4.3, 4.25, 7.2 лицензионного соглашения, ст. 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах));
- не вышло на производственную мощность по добыче мрамора в количестве 2 500 куб. м., установленную лицензионным соглашением и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора "Бугульдейка" (нарушены п. п. 4.5, 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, ст. 22 Закона о недрах);
- не ввело в срок до 2002 года по настоящее время первую очередь предприятия по добыче мрамора, установленный лицензионным соглашением и технико-экономическим обоснованием строительства карьера мрамора "Бугульдейка" (нарушены п. п. 4.7, 4.26, 7.2 лицензионного соглашения, ст. 22 Закона о недрах");
- в период с 2008 года не обеспечивает финансирование и организацию работ, необходимых для эффективного и рационального пользования недрами (нарушен п. 7.4 лицензионного соглашения);
- не выполнен комплекс по консервации карьера по добыче мрамора, на котором горные работы остановлены, и не ведутся с 2008 года по настоящее время.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Иркутской области был составлен акт проверки НАТ-104 от 09.07.2010 и выдано предписание N НАТ-104 от 09.07.2010, которым обществу предписывалось приступить к работам по добыче мрамора на лицензионным участке в соответствии с лицензионным соглашением и проектной документацией в срок до 15.01.2011.
Данный акт проверки и предписание Управления Росприроднадзора по Иркутской области были направлены им в Федеральное агентство по недропользованию, которое в свою очередь, с письмом (N 06-30/10078 от 25.10.2010), направило акт проверки и предписание от 09.07.2010 в Управление по недропользованию по Иркутской области для рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования ООО "Бугульдейский мрамор" недрами в соответствии со ст. ст. 20, 21 Закона о недрах.
01.12.2010 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Иркутской области (далее Комиссия), на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра направить ООО "Бугульдейский мрамор" письменное уведомление о допущенных им нарушениях условий пользования недрами на предоставленном в соответствии с лицензией участке недр и необходимости устранения этих нарушений в срок не позднее шести месяцев с момента получения уведомления (протокол заседания Комиссии от 01.12.2010).
В связи с чем, Иркутскнедра в адрес общества 06.12.2010 направило уведомление о нарушениях условий лицензии на пользование недрами (N 01/04-1390), в котором предлагалось устранить нарушения в течение шести месяцев со дня получения уведомления, в доказательства чего представить подтверждающие документы до истечения данного срока в Иркутскнедра (получено обществом 08.12.2010).
В ответ на направленное уведомление в Иркутскнедра поступило письмо ООО "Бугульдейский мрамор" от 30.06.2011, в котором содержалась информация о проведенной обществом работе по устранению нарушений условий пользования недрами на Бугульдейском месторождении.
Поскольку обществом не было представлено никаких подтверждающих документов на указанную в данном письме информацию, на заседании Комиссии (протокол от 05.07.2011), было принято решение рекомендовать Иркутскнедра отложить принятие решения по выполнению Уведомления о допущенных нарушениях по лицензии ИРК 01893 ТЭ до представления дополнительной информации от ООО "Бугульдейский мрамор" и известить письменно ООО "Бугульдейский мрамор" о необходимости в срок не позднее 01.10.2011 представить в Иркутскнедра указанные в протоколе документы (согласованный и утвержденный Прибайкальским Управлением Ростехнадзора план горных работ на 2011 год, документы, подтверждающие факт добычи мраморов в период действия Уведомления о допущенных нарушениях условий пользования недрами на Бугульдейском месторождении, справку налоговых органов об отсутствии задолженностей ООО "Бугульдейский мрамор" по уплате налогов при пользовании недрами).
В соответствии с данными рекомендациями Комиссии, письмом от 07.07.2011 N 2/04-728 Иркутскнедра предложило обществу в срок не позднее 01.10.2011 представить в Иркутскнедра указанные документы (получено обществом 07.07.2011).
Во исполнение данного письма, 26.09.2011 ООО "Бугульдейский мрамор" в Иркутскнедра представлено уведомление о том, что общество с 10.05.2011 возобновило работы по добыче мраморов на карьере белого мрамора на месторождении "Бугульдейка", а также, что 04.07.2011 был утвержден и согласован Прибайкальским Управлением Ростехнадзора План горнокапитальных работ по карьеру "Бугульдейка" на 2011 год, в доказательство чего представлены соответствующие документы. Также обществом представлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.09.2011 год.
В период с 06.10.2011 по 20.10.2011 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области проведена внеплановая документальная проверка выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" Уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-233-в от 20.10.2011), в результате которой установлен факт устранения обществом всех нарушений, указанных в уведомлении, за исключением единственного - не выход на производственную мощность по добыче мраморов 2,5 тыс. м3 в год. При этом, в акте проверки отражен факт выполнения заявителем следующих видов работ в объемах: рыхлая вскрышка на С-В борту карьера - 400 м3, скальная вскрышка на С-В борту карьера - 150 м3, скальная вскрышка на северо-западном борту карьера - 200 м3, скальная вскрышка на южном борту карьера - 180 м3, скальная вскрышка на Ю-В борту карьера - 375 м3, попутная добыча запланирована в объеме 150 м3, за 2011 год общий объем вскрышных работ (в том числе попутная добыча мраморных блоков) должен составить 2,88 тыс. м3.
По результатам данной проверки Управлением Росприроднадзора по Иркутской области обществу выдано предписание N 233-в от 20.10.2011 в котором предписывалось в срок до 20.01.2012 выйти на производственную мощность по добыче мраморов согласно лицензионному соглашению (2,5 тыс. м3 в год).
Кроме того, для установления достоверности представленных обществом документов, в период с 27.10.2011 по 07.11.2011 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области проведена внеплановая выездная проверка (выезд и визуальный осмотр промышленной площадки карьера) выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" Уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390 (акт проверки N Н-273в от 07.11.2011), в результате которой, нарушений выявлено не было.
18.11.2011 состоялось заседание Комиссии по вопросу рассмотрения выполнения Уведомления по устранению нарушений условий пользования недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра запросить у ООО "Бугульдейский мрамор" дополнительные материалы (протокол заседания Комиссии от 18.11.2011).
08.12.2011 состоялось заседание Комиссии по вопросу рассмотрения выполнения Уведомления по устранению нарушений условий пользования недрами по лицензии ИРК 01893 ТЭ, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра запросить у ООО "Бугульдейский мрамор" в срок не позднее 25.01.2012 года документы, подтверждающие выполнение Предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N Н-233-в от 20.10.2011, выданного обществу Управлением Росприроднадзора по Иркутской области.
В связи с чем, Иркутскнедра в адрес общества направлено письмо с предложением в срок не позднее 25.01.2012 года документы, подтверждающие выполнение Предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N Н-233-в от 20.10.2011, выданного обществу Управлением Росприроднадзора по Иркутской области, которое получено заявителем 14.01.2011.
30.01.2012 Управлением издано распоряжение N 19-р о проведении в период с 20.02.2012 - 02.03.2012 внеплановой документальной проверки ООО "Бугульдейский мрамор" с целью контроля за выполнением данного предписания N Н-233-в от 20.10.2011, в котором обществу предписывалось в срок до 20.01.2012 выйти на производственную мощность по добыче мраморов согласно лицензионному соглашению (2,5 тыс. м3 в год) в связи с истечением срока выполнения данного предписания.
В связи с непредставлением обществом документов в срок не позднее 25.01.2012, а также в связи с неуплатой обществом в полном объеме административного штрафа, наложенного постановлением Управления Росприроднадзора по Иркутской области N НАТ-104 от 15.07.2010, состоялось заседание Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Иркутской области, на котором было принято решение рекомендовать Иркутскнедра на основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах досрочно прекратить право пользования недрами и действие лицензии ИРК 01893 ТЭ, выданной ООО "Бугульдейский мрамор" (протокол от 01.02.2012).
В связи с чем, Управлением по недропользованию по Иркутской области 02.02.2012 был издан приказ N 32 о досрочном прекращении со 02.02.2012 года права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами, предоставленной ООО "Бугульдейский мрамор" с целью добычи мраморов на Бугульдейском месторождении, расположенном в Ольхонском районе Иркутской области.
Заявитель, полагая, что указанный приказ издан с нарушением закона, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о не законности обжалуемого приказа правильным, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10 и от 5 июля 2011 года N 651/11.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ООО "Бугульдейский мрамор" могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого приказа закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов общества таким ненормативным правовым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ООО "Бугульдейский мрамор" удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии со статьей 16 Закона о недрах правом оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр обладает Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган. В силу пункта 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, данное агентство полномочно принимать решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
На основании подпункта 5 пункта 94 данного Административного регламента государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в случае если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (подпункт 2 пункта 95 Административного регламента).
Пунктом 99 Административного регламента предусмотрено, что осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя:
регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы);
рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
На основании Закона о недрах, данного Административного регламента Приказом Федерального агентства по недропользованию N 556 от 03.06.2010 образованы Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Иркутской области, отнесенными к компетенции Федерального агентства по недропользованию и Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Иркутской области, по участкам недр, отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Иркутской области, а также утверждены их составы.
В силу части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе, в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5).
В статье 21 Закона о недрах установлен порядок досрочного прекращения права пользования недрами, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
На основании подпункта 5 пункта 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1993 NN 3314-1 право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено, в случае если пользователь не приступил к пользованию недрами в соответствии со сроками и требованиями, установленными в лицензии
В силу пункта 15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1993 N 3314-1, в случаях, предусмотренных в подпунктах 15.2(2), 15.2(3), 15.2(5) пункта 15, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято при установлении факта не устранения и не принятия мер по устранению допущенных со стороны пользователя недр нарушений. Принятию такого решения в обязательном порядке должно предшествовать уведомление пользователя недр о допущенных им нарушениях.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, после вынесения Иркутскнедра уведомления о нарушениях условий лицензии на пользование недрами (от 06.12.2010 N 01/04-1390) и до принятия оспариваемого приказа о прекращении права пользования недрами, в отношении заявителя на предмет выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" указанного уведомления N 01/04-1390 были проведены две внеплановые проверки.
Так, в период с 06.10.2011 по 20.10.2011 Управлением Росприроднадзора по Иркутской области проведена внеплановая документальная проверка выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" Уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390, по результатам которой составлен акт проверки N Н-233-в от 20.10.2011. В данном акте зафиксирован факт устранения обществом всех нарушений, указанных в уведомлении, за исключением единственного - не выход на производственную мощность по добыче мраморов 2,5 тыс. м3 в год. При этом, в акте проверки отражен факт выполнения заявителем следующих видов работ в объемах: рыхлая вскрышка на С-В борту карьера - 400 м3, скальная вскрышка на С-В борту карьера - 150 м3, скальная вскрышка на северо-западном борту карьера - 200 м3, скальная вскрышка на южном борту карьера - 180 м3, скальная вскрышка на Ю-В борту карьера - 375 м3, попутная добыча запланирована в объеме 150 м3, за 2011 год общий объем вскрышных работ (в том числе попутная добыча мраморных блоков) должен составить 2,88 тыс. м3.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Иркутской области обществу выдано предписание N 233-в от 20.10.2011 в котором предписывалось в срок до 20.01.2012 выйти на производственную мощность по добыче мраморов согласно лицензионному соглашению (2,5 тыс. м3 в год).
Данный акт проверки N Н-233-в от 20.10.2011 указан в оспариваемом приказе в качестве одного из оснований для его вынесения.
Однако, для установления достоверности представленных обществом при проверке в период с 06.10.2011 по 20.10.2011 документов, Управлением Росприроднадзора по Иркутской области в период с 27.10.2011 по 07.11.2011 проведена внеплановая выездная проверка выполнения ООО "Бугульдейский мрамор" Уведомления Иркутскнедра о нарушениях условий пользования недрами от 06.10.2010 N 01/04-1390, в ходе которой 02.11.2011 произведен выезд и визуальный осмотр промышленной площадки карьера по добыче мрамора Бугульдейского месторождения. В процессе посещения карьера было установлено, что на карьере проводятся работы по подготовке к добыче мрамора. На участке имеются: деррик-кран, буровая машина "Виктория N 816, алмазно-канатная машина САК-10, буровой станок СБУ-100 ГА, компрессорная установка ДЭК-37, самосвальная машина КРАЗ-256 Б, бульдозер Т130. С момента проведения проверки в 2010 году, проведены вскрышные работы на С-В, С-З, Ю и Ю-В борту карьера, произведена расчистка дна карьера. В результате данной проверки каких-либо нарушений выявлено не было, что отражено в акте проверки N Н-273-в от 07.11.2011.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции, что исходя из анализа содержания распоряжений о проведении в отношении общества внеплановых документальной и выездной проверок в октябре-ноябре 2011 года N 208-р от 26.09.2011 и N 233-р от 25.10.2011, а также актов, составленных по результатам каждой из проверок, документальная проверка деятельности ООО "Бугульдейский мрамор", на результатах которой основан оспариваемый приказ, не носила самостоятельного характера и представляла собой этап единого комплекса проверочных мероприятий, завершившихся вынесением акта N Н-273-в от 07.11.2011 об отсутствии нарушений деятельности заявителя. При проведении второй выездной проверки проводилось обследование самого карьера, дающего информацию об объемах произведенных пропилов, пробуренных скважин, работ по расчистке дна карьера и вскрышных работ, а также на месте проверялась вся геологическая, маркшейдерская и прочая документация.
В силу указанного подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что является ошибочным включение судом первой инстанции в предмет судебного исследования вопроса о правомерности (неправомерности) проведения в период с 27.10.2011 по 07.11.2011 внеплановой проверки Росприроднадзором (выезд и визуальный осмотр) и составления по результатам этой проверки акта N Н-273-в от 07.11.2011.
Учитывая, что предмет данной выездной проверки, полностью совпадает с предметом ранее проведенной проверки, по результатам которой составлен акт проверки N Н-233-в от 20.10.2011, для целей установления факта наличия либо отсутствия нарушений со стороны общества на момент вынесения оспариваемого приказа, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что должны были приниматься во внимание результаты более поздней проверки, завершенной 07.11.2011. Однако акт проверки N Н-273-в от 07.11.2011 не был принят во внимание при вынесении оспариваемого приказа и ссылка на данный акт вообще отсутствует.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N 204-О-О интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона Российской Федерации "О недрах"), а также интересы иных лиц обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Так, согласно части четвертой статьи 21 названного Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права и с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установленный порядок прекращения права пользования недрами при вынесении оспариваемого приказа N 36 от 02.02.2012 Управлением был нарушен.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что указанный вывод суда первой инстанции не мотивирован (имеет лишь ссылку на "изложенные обстоятельства" и "статью 21 Закона о недрах"), что является нарушением части 3 статьи 15 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отмечает, что данный вывод суда первой инстанции поставлен в соответствии с приведенными им положениями статьи 21 Закона о недрах, пункта 15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1993 N 3314-1, согласно которым, как уже указывалось выше, суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии установлении факта не устранения и не принятия мер по устранению допущенных со стороны пользователя недр нарушений. Оспариваемый ввод суда первой инстанции основан на установленных судом первой инстанции и приведенных выше фактических обстоятельствах, подтверждающих выводы суда.
Кроме того, как указал суд первой инстанции и следует из материалов дела, после получения уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами обществом были приняты меры, направленные на обеспечение добычи полезного ископаемого в максимально возможных объемах и выход на запланированные объемы добычи.
Однако данные обстоятельства не были приняты во внимание Иркутскнедра при досрочном прекращении права пользования недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами, предоставленной ООО "Бугульдейский мрамор" и им не была дана никакая оценка.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами, предоставленной ООО "Бугульдейский мрамор".
Помимо этого, как указал суд первой инстанции, приведенные положения статей 20, 21 Закона о недрах не устанавливают безусловную обязанность компетентного органа при наличии приведенных в них оснований принять решение о прекращении лицензии.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, Определениях от 14 декабря 2000 года N 244-О, от 17 февраля 2000 года N 16-О, от 5 июля 2001 года N 130-О, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Европейский суд допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка, такие ограничения не должны носить фискального характера (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 года N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и прав на правосудие").
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Однако, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, наличие указанных обстоятельств Управлением по недропользованию по Иркутской области не доказано. Формальные же признаки не могут являться достаточным основанием для принятия решения о досрочном прекращении лицензии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что примененная мера принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами и действия лицензии является в рассматриваемом случае чрезмерным ограничением прав общества, применение такой меры принуждения не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, не соответствует характеру совершенного нарушения, а также не является необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
А поэтому приказ Управления по недропользованию по Иркутской области N 36 от 02.02.2012 о досрочном прекращении права пользования общества с ограниченной ответственностью "Бугульдейский мрамор" недрами на Бугульдейском месторождении и действия лицензии ИРК 01893 ТЭ на право пользования недрами, следует признать недействительным, как несоответствующий требованиям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07 1992 N 3314-1, а также нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2012 года по делу N А19-5383/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5383/2012
Истец: ООО "Бугульдейский мрамор"
Ответчик: Управление по недропользованию по Иркутской области, Управление по недропользованию по Иркутской области (Иркутскнедра)
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5383/12
13.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4851/12
12.09.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2883/12
21.05.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5383/12