Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуева А.О.,
судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой С.В.,
судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи, при исполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Забайкальского края Попова И.П., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем Дашибаловой С.В.,
при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Жолоб Надежды Тарасовны (доверенность N 48 от 09.01.2013), от Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Петрика Артема Викторовича (доверенность N 2324 от 25.12.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2012 года по делу N А78-4571/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Леонтьев И.В.; суд апелляционной инстанции:
Клепикова М.А., Даровских К.Н., Стрелков А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, г. Чита) (далее - ОАО "ТГК N 14") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к администрации городского округа "Город Чита" в лице комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501182730, г. Чита) (далее - комитет) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекс российской Федерации, о взыскании 806 667 рублей 52 копеек за период с августа 2011 года по март 2012 года составляющих стоимость нормативных потерь в теплосетях, принадлежащих ответчику на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2013 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о наличии у ответчика обязанности оплачивать нормативные потери в тепловых сетях, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель комитета Петрик А.В. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ОАО "ТГК N 14" Жолоб Н.Т. на доводы жалобы возразила, полагая их несостоятельными.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, право муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети, присоединенные к муниципальным общежитиям, расположенным по адресам: г. Чита, пер. 1-й Некрасовский, 6 сооружение 1; ул. Крупской, 9 сооружение 1 признано решениями Железнодорожного районного суда от 27 июля 2011 года (свидетельства о государственной регистрации права собственности выданы 22.11.2011); право муниципальной собственности на бесхозяйные тепловые сети расположенные по адресу: г. Чита, пер. Авиационный, 1, сооружение 1, признано решением Железнодорожного районного суда от 7 сентября 2011 года (свидетельство о государственной регистрации права выдано 27.10.2011); право муниципальной собственности на тепловую трассу, расположенную по адресу: г. Чита, ул. Балябина, 39 сооружение 1, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2012.
При заключении договора аренды муниципального имущества между ОАО "ТГК-14" и администрацией городского округа "Город Чита" вышеуказанные тепловые сети учтены не были, нормативные потери в спорных тепловых сетях в тарифы, установленные для ОАО "ТГК N 14" на 2010-2011 года не включены.
В спорный период ОАО "ТГК N 14" через указанные тепловые сети осуществляло поставку тепловой энергии конечным потребителям.
В связи с тем, что ответчик отказывается в добровольном порядке оплачивать стоимость нормативных потерь, возникающих при транспортировке тепловой энергии в принадлежащих ему тепловых сетях, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 210, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10.1 Приказа Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и исходили из наличия у муниципального образования как собственника тепловых сетей обязанности по оплате нормативных потерь тепловой энергии, которая с учетом технологических особенностей процесса ее транспортировки, расходуется на передачу по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей.
Между тем, при формировании указанного вывода судами не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК N 14" обладает статусом теплоснабжающей организации, которая производит тепловую энергию, теплоноситель, с последующей их реализацией потребителям или теплоснабжающим организациям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) реализация тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению при расчетах за тепловую энергию, теплоноситель. Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
Следовательно, получение платы за поставленные ресурсы и оказанные услуги в сфере теплоснабжения может быть осуществлено субъектом таких правоотношений либо с использованием регулируемого тарифа либо на основании достигнутого сторонами соглашения, если товар или услуга не относятся законом к регулируемым видам.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона N 190-ФЗ при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
В силу положения пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
Исходя из анализа указанных норм права следует, что законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с обязательным использованием регулируемых тарифов.
Таким образом, компенсация фактических потерь тепловой энергии путем приобретения тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, так как осуществляется с использованием тарифа на тепловую энергию.
На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии.
Согласно пункту 58 Методических указаний N 20-э/2 расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).
В силу пункта 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Следовательно, затраты на нормативные технологические потери тепловой энергии являются одной из величин, из которых складывается и утверждается регулируемый тариф на услуги по передаче тепловой энергии. Поэтому использование указанной величины обусловлено только публичным процессом тарифообразования, применение которой для расчета задолженности или убытков возникших в рамках гражданских правоотношений по теплоснабжению будет противоречить самой правовой природе данной величины, предусмотренной законом или соответствующим подзаконным актам.
Судами установлено, что в тариф на тепловую энергию, утвержденный для истца, стоимость услуг по передаче тепловой энергии по спорным сетям ответчика не включалась.
Из смысла пункта 58.1 Основ N 109 следует, что регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом на основании предложения теплоснабжающей организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Пунктом 10 Основ N 109 предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 4 статьи 15, пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В рассматриваемом случае теплопотребляющие установки потребителей подключены к тепловым сетям, находящиеся в собственности муниципального образования, которое признаками сетевой организации не обладает и не вправе оказывать услуги по передаче тепловой энергии на возмездной основе, исходя из особенностей правоспособности ответчика, установленных статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым муниципальное образование не является коммерческой организацией и не может получать доходы от использования муниципального имущества посредством оказания услуги по передаче энергии.
Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ, под сетевой организацией, прежде всего, понимается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Из содержания пункта 38 письма Федеральной службы по тарифам "О разъяснениях к методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2" следует, что нормативные технологические потери тепловой энергии, связанные с процессом передачи тепловой энергии необходимо включать в НВВ организации, осуществляющей деятельность по производству тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, ОАО "ТГК N 14", как организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности по производству тепловой энергии, в случае необоснованно понесенных расходов, не учтенных при установлении тарифа на тепловую энергию, вправе была при обращении в регулирующий орган за установлением для нее соответствующего тарифа на последующий финансовый год включить фактически понесенные экономически обоснованные расходы (в том числе, расходы в виде нормативных технологических потерь, неучтенных при утверждении тарифа на передачу тепловой энергии, являющегося в свою очередь, одной из величин, составляющих тариф на тепловой ресурс), образованные у теплоснабжающей организации в предыдущем периоде.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции установлены все фактические обстоятельства, но неверно применены нормы материального права арбитражный суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт по делу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы, понесенные ее подателем расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет ОАО "ТГК N 14".
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 октября 2012 года по делу N А78-4571/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2013 года по тому же делу отменить, в иске отказать.
Взыскать с ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14" 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины в доход федерального бюджета за кассационное рассмотрение дела.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.О. Зуев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.