г. Иркутск |
|
31 мая 2013 г. |
N А33-10333/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Новогородского И.Б., Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Саган А.В.,
при отсутствии в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа и Арбитражном суде Красноярского края, представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев кассационную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 октября 2013 года по делу N А33-10333/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куликовская Е.А.; апелляционный суд: Иванцова О.А., Колесникова Г.А. Морозова Н.А.),
установил:
закрытое акционерное общество коммерческий банк "КЕДР" (ОГРН 1022400000655, г. Москва, далее - ЗАО КБ "КЕДР", общество, банк) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Ачинске и Ачинском районе (ОГРН 1022401157811, г. Ачинск, далее - фонд) о признании незаконным решения от 05.06.2012 N 23.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 октября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2013 года, заявление удовлетворено.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 3 (часть 1), 5 (пункт 1 части 1), 7 (часть 1), 8 (часть 1) и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьи 129, 132 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации, а также правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенный в постановлении от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 (далее - постановление N ВАС-4350/10).
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из того, что спорные суммы не являются вознаграждением работникам за выполненные ими работы или оказанные услуги, в связи с чем не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Фонд не согласен с выводом судов о том, что спорные суммы не являются вознаграждением работникам за выполненные ими работы или оказанные услуги и неправильно квалифицированы судами как "материальная помощь".
ЗАО КБ "КЕДР" в возражениях на кассационную жалобу её доводы отклонило, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 03187-03189, 08304-08306), однако к назначенному времени представители лиц, участвующих в деле, в Арбитражный суд Красноярского края не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судами установлено, что фондом проведена выездная проверка Ачинского филиала ЗАО КБ "Кедр" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки составлен акт от 02.05.2012 N 29 и вынесено решение от 05.06.2012 N 23 о доначислении банку страховых взносов в сумме 20 525 рублей, начислении пени в размере 2 922 рублей 2 копеек и штрафа в размере 4 105 рублей.
Основанием для принятия решения послужили вывода фонда об определении банком в нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ базы для исчисления страховых взносов в 2010-2011 годах без сумм материального поощрения, выплаченного работникам к 23 февраля и к 8 марта в размере 75 000 рублей.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
Правоотношения сторон правильно квалифицированы арбитражными судами, как возникшие в связи с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, регулируемые Федеральным законом N 212-ФЗ, положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" статьи 5 указанного закона, признаются, в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов в силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона, содержащей перечень выплат и вознаграждений, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Исходя из требований указанных норм права и положений статей 15, 129, 132, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющих понятия заработной платы, форм и систем оплаты труда, гарантий и компенсаций, арбитражные суды исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательства, в том числе действующее в проверяемый период Положение о фондах и порядке использования прибыли ЗАО КБ "Кедр", распоряжения о выплате, заявления работников, и установили, что выплаченные банком денежные суммы не связаны с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон, не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, не являются компенсационными или стимулирующими выплатами, в связи с чем пришли к выводу о том, что данные выплаты должны быть квалифицированы как материальная помощь и не подлежат включению в расчётную базу для начисления страховых взносов.
При этом суды правомерно исходили из того, что само по себе наличие трудовых отношений между заявителем (работодателем) и его работниками не служит основанием для признания всех произведённых выплат, которые начисляются данным работникам, оплатой труда, подлежащей учёту при исчислении размера страховых взносов.
С учётом изложенного, вывод о несоответствии оспариваемого решения фонда действующему законодательству, основан на правильном применении арбитражными судами норм материального права, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фонда были рассмотрены апелляционным судом и признаны необоснованными со ссылкой на положения Федерального закона N 212-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства и установленные фактические обстоятельства.
При этом подлежащие применению нормы материального права правильно истолкованы арбитражными судами.
Наличие несоответствий или противоречий в выводах арбитражных судов установленным обстоятельствам либо имеющимся в материалах дела доказательствам, кассационным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы государственная пошлина за кассационное рассмотрение дела в сумме 1 000 рублей подлежит возврату из средств федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 октября 2012 года по делу N А33-10333/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению Пенсионному фонду Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе из средств федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению от 17 апреля 2013 года N 303.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.