г. Иркутск |
|
11 июня 2013 г. |
N А10-2061/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Зуева А.О., Скубаева А.И,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, помощником судьи Пластининой Н.Н.,
при участии присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: прокуратуры Республики Бурятия Болотовой Лидии Данзановны (удостоверение), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия Кобуновой Нины Александровны (доверенность от 14.05.2013 N 007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Перспектива" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2012 года по делу N А10-2061/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.; суд апелляционной инстанции:
Клочкова Н.В., Скажутина Е.Н., Макарцев А.В.),
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Перспектива" (ОГРН 1080327002007, г. Улан-Удэ; далее - ДНТ "Перспектива", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, г. Улан-Удэ; далее - ТУ Росимущества в Республике Бурятия) о признании земельного участка площадью 236825 кв. м с кадастровым номером 03:09:700101:1 земельным участком, на который государственная собственность не разграничена, и признании отсутствующим права федеральной собственности на него.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия), администрация муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (далее - администрация МО "Кабанский район"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Протокольным определением от 25 июня 2012 года к участию в деле допущен прокурор Республики Бурятия, выступающий в защиту интересов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ДНТ "Перспектива" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, выводы судов о возникновении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не соответствуют обстоятельствам дела и положениям статей 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами необоснованно не принят довод истца о том, что земельный участок, поставленный на кадастровый учёт, площадью 23, 69 га и земельный участок, указанный в постановлениях администрации Кабанского района N 922 и N 922/1, площадью 4615, 69 га - это два фактически разных участка.
ТУ Росимущества в Республике Бурятия и прокуратура Республики Бурятия в отзывах на кассационную доводы ДНТ "Перспектива" отклонили, указав на их необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Бурятия их представители подтвердили возражения, изложенные в отзывах.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 0450, 04541, 04543, 04546, 02048, 02050, 02053, информация, размещенная на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 07.05.2013), однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, земельный участок площадью 236825 кв. м с кадастровым номером 03:09:700101:1 относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, находится примерно в 0 км по направлению на север от ориентира село, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Большая Речка, площадь и местоположение границ земельного участка установлены по материалам межевания.
Согласно кадастровому паспорту от 19 августа 2009 года N 0300/201/09-232 кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 08.12.1993, и земельный участок находится в фактическом использовании транссовхоза "Большереченский".
Согласно кадастровому паспорту от 13 октября 2009 N 0300/201/09-1115 кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 10.01.2006.
Транссовхоз "Большереченский" передал находившиеся у него на праве бессрочного (постоянного) пользования, подтвержденного свидетельством N 113 от 09.12.1993 о праве бессрочного (постоянного) пользования, земли сельскохозяйственного назначения федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Большереченский" ВСЖД МПС Российской Федерации, в результате приватизации которого было создано открытое акционерное общество "Большереченское" (далее - ОАО "Большереченское").
На основании заявления ОАО "Большереченское" от 10.09.2009 постановлениями, принятыми заместителем руководителя администрации МО "Кабанский район" по экономике и финансам, земельный участок площадью 236825 кв. м с кадастровым номером 03:09:700101:1 был передан в фонд перераспределения земель (постановление N 1929 от 12.10.2009) и разделен на 4 самостоятельных земельных участка, в том числе земельный участок площадью 35000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, площадь и местоположение границ которого установлены по материалам межевания, и присвоен кадастровый номер 03:09:700101:176 (постановление N 2217 от 19.11.2009, кадастровый паспорт от 21.04.2010 N 0309/203/10-93). Сведения о кадастровом номере 03:09:700101:176 земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 23.03.2010.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности Российской Федерацией на земельный участок площадью 236825 кв. м с кадастровым номером 03:09:700101:1 зарегистрировано 09.02.2010 (запись регистрации N 03-03-09/024/2010-022), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 03-АА N 037356, выданным 21.10.2010. Одним из оснований государственной регистрации права собственности указан Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением N 878 от 27 апреля 2010 года администрации МО "Кабанский район" земельный участок с кадастровым номером 03:09:700101:176 общей площадью 35001 кв. м предоставлен ДНТ "Перспектива" в аренду сроком на 49 лет для размещения дачного некоммерческого товарищества.
Администрация МО "Кабанский район" (арендодатель) и истец ДНТ "Перспектива" (арендатор) заключили договор N 90 от 29 апреля 2010 года, по условиям которого арендатор предоставляет, а арендатор принимает на праве аренды сроком на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 03:09:700101:176, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, для размещения дачного некоммерческого товарищества, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 21.04.2010, площадью 35001 кв. м (пункт 1.1 договора).
Актом приема-передачи от 29 апреля 2010 года земельный участок передан ДНТ "Перспектива". Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП 07.07.2010 (номер регистрации 03-03-09/016/2010-225).
Ссылаясь на то, что государственная регистрация в ЕГРП права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:09:700101:1 нарушает права, препятствует дальнейшему использованию членами ДНТ "Перспектива" данного земельного участка, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произведена в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю. Основанием для регистрации права послужили Постановления администрации МО "Кабанский район" от 18.10.2002 N 922 и N 922/1 "Об утверждении материалов межевания земель ФГУП "ВСЖД" МПС Транссовхоз "Большереченский". Распоряжение данным земельным участком произведено администрацией МО "Кабанский район" при отсутствии законных на то оснований. Ответчик полагает, что спор о праве в отношении земельного участка может иметь место только между публично-правовыми образованиями, ДНТ "Перспектива" является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), пункт 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N10/22) исходил из недоказанности нарушения прав истца на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, согласился с его выводами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В абзаце 4 пункта 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ и разъяснения, содержащиеся в Постановлении N 10/22, зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок может быть оспорено лицами, заявляющими свои имущественные права на данный земельный участок.
Статьей 46 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрена возможность судебной защиты прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения.
Факт получения ДНТ "Перспектива" во владение и пользование зафиксирован в акте приема-передачи от 29 апреля 2010 года являющемся приложением к договору аренды от N 90 от 29 апреля 2010 года и его неотъемлемой частью.
Арендатор, как законный владелец земельного участка (статьи 606, 607, 611 Гражданского кодекса Российской Федерации), имея материально-правовой интерес в защите владения и пользования арендованной вещью, вправе предъявлять иск как о защите своего владения, так и об устранении иных препятствий в использовании имущества, не сопряженных с лишением владения, в том числе против собственника (статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ЕГРП право собственности Российской Федерацией на земельный участок площадью 236825 кв. м с кадастровым номером 03:09:700101:1 зарегистрировано 09.02.2010 в порядке Федерального закона N 137-ФЗ.
Судами установлено, что между товариществом и ТУ Росимущества в Республике Бурятия отсутствует спор о собственности, право собственности у ДНТ "Перспектива" на спорный земельный участок не имеется, следовательно, товарищество не может выступать истцом по требованию об оспаривании отсутствующим права федеральной собственности на земельный участок.
С учетом установленных обстоятельств само по себе разграничение государственной собственности на землю не влечет нарушения прав товарищества, удовлетворение требований о признании земельного участка с кадастровым номером 03:09:700101:1 земельным участком, право собственности на который, по его мнению, не разграничено, также не приведет к восстановлению прав истца.
При указанных обстоятельствах арбитражные суды пришли к правомерному выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерности выводов судов о возникновении права федеральной собственности на спорный земельный участок отклоняется ввиду следующего.
Права на земельные участки определяются правилами, определенными Земельным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 30 октября 2001 года.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 упомянутого закона к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение указанными земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Поскольку статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельный участок является разграниченным.
Таким образом, на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006. И с этого времени администрация Кабанского района не вправе была распоряжаться спорным земельным участком.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, которые соответствуют представленным сторонами доказательствам и основаны на установленных судебными инстанциями обстоятельствах при верном применении норм материального и процессуального права. Кроме того, изложенные в кассационных жалобах аргументы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств не входят в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2012 года по делу N А10-2061/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2012 года по делу N А10-2061/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
А.О. Зуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Права на земельные участки определяются правилами, определенными Земельным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 30 октября 2001 года.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Федерального закона.
...
Согласно пункту 10 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение указанными земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
...
Поскольку статья 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на земельный участок является разграниченным."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2013 г. N Ф02-2146/13 по делу N А10-2061/2012