г. Иркутск |
|
20 июня 2013 г. |
N А10-4189/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Ботоевой В.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Цыремпиловой Е.Н.,
при участии в судебном заседании в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" Максимова Леонида Владиславовича (доверенность от 21.01.2013 N 47),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2012 года по делу N А10-4189/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Рабдаева Л.Ю., суд апелляционной инстанции:
Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярское конструкторское бюро "Искра" (ОГРН 1022402130156, г. Красноярск) (далее - ОАО "КБ "Искра", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания от 29.06.2012 N П-75295-03-03/028 Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Роскомнадзора, административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Управление Роскомнадзора обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 2, пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пунктов 1.1, 2, 3.7, 5.4, пункта 39 приложения "А" Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 (далее - Правила), нарушения пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что понятие "сооружение связи", данное в Законе о связи, и понятие "сооружение (объект) связи", приведенное в Правилах, не являются тождественными, исходя из разных целей их применения, а также из буквального содержания; цели Правил соответствуют части 1 статьи 46 Закона о связи, предусматривающей обязанность оператора руководствоваться при вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, поэтому при вводе в эксплуатацию совокупности технических средств связи, линий и сетей связи следует руководствоваться Правилами; принадлежащее ОАО "КБ "Искра" оборудование связи образует совокупность технических средств связи, линий и сетей связи (единую вещь с технологически завершенной функцией) и подпадает под понятие "сооружение связи" в соответствии с Правилами. Данные Правила и должны применяться при вводе в эксплуатацию совокупности средств связи, линий и сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи, что не сделано обществом.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что обществу вменяется использование оборудования - земная станции спутниковой связи ЗССС VSAT HughesNet HN 7740 S и информационно-сенсорный терминал "ИСТ" без ввода в эксплуатацию данного сооружения связи, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку Управление Роскомнадзора проверяло пункты коллективного доступа к сети Интернет, которые в соответствии с пунктами 3,7, 5.4 Правил являются сооружениями связи.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "КБ "Искра" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает, что актом приемки от 28.05.2012 N 06/12 законченного строительством объекта объект "Пункты коллективного доступа для оказания универсальных услуг связи на территории Республики Бурятия ЗССС "HN 7740 S" для предоставления каналов связи" приняты и введены в эксплуатацию, данный документ был направлен в адрес Управления Роскомнадзора, о чем свидетельствует письмо от 06.06.2012 N 14.34.12.2665.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание начато путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Управление Роскомнадзора надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы и об удовлетворении его ходатайства об участии в заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), однако ни в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, ни в Арбитражный суд Республики Бурятия своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей Управления Роскомнадзора в общем порядке без использования систем видеоконференц-связи.
Представитель ОАО "КБ "Искра" в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, считает решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций законными и обоснованными, кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом ОАО "КБ "Искра" предметом деятельности общества является разработка (проектирование, в том числе технологическое), производство, поставка, монтаж, эксплуатация, техническое обслуживание аппаратуры, устройств, систем и средств связи - спутниковых, транкинговых, радиосвязи, сотовой, пейджинговой, телефонной, телерадиовещания, передача данных.
06.05.2010 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обществу выдана лицензия N 75295 на оказание телематических услуг связи, срок действия лицензии - до 6 мая 2015 года. Согласно условиям осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 75295 лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту, пользователю доступ к сети связи лицензиата, доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передачу телематических электронных сообщений. Пунктами 5 и 6 указанных выше условий определено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании приказа от 26.03.2012 N 086-М Управлением Роскомнадзора в период с 2 по 28 апреля 2012 года в отношении ОАО "КБ "Искра" проведено плановое систематическое наблюдение с целью проверки соблюдения обязательных требований и лицензионных условий при оказании универсальных услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
В ходе проведения систематического наблюдения был выявлен ряд нарушений, отраженных в акте мероприятия систематического наблюдения от 28.04.2012 N А-75295-03-03/070.
На основании приказа от 29.05.2012 N 156-М в отношении ОАО "КБ "Искра" в период с 18 по 22 июня 2012 года была проведена внеплановая выездная проверка с целью подтверждения фактов нарушения лицензионных условий, обязательных требований, выявленных при проведения планового мероприятия систематического наблюдения, в ходе проведения которой установлено, что оператором связи (ОАО "КБ "Искра") оказываются универсальные услуги на территории Республики Бурятии на основании заключенных с Федеральным агентством связи договоров об условиях оказания универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
Обществу принадлежат пункты коллективного доступа к сети Интернет, организованные с использованием однотипного оборудования, состоящего из земной станции спутниковой связи ЗССС VSAT HughesNet HN 7740 S (1 шт.) и информационно-сенсорных терминалов ИСТ (2 шт.).
В ходе проверки выявлено нарушение обязательных требований, а именно: оператором связи (ОАО "КБ "Искра") объекты связи не введены в эксплуатацию в Закаменском, Джидинском, Селенгинском районах Республики Бурятия в нарушение требований части 1 статьи 46 Закона о связи (в части проектирования, построения, ввода в эксплуатацию и эксплуатации сети связи не в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи) и пункта 3.10 Правил (в части предоставления услуг связи с использованием сооружений связи, не введенных в эксплуатацию).
По результатам проверки Управлением Роскомнадзора составлен акт проверки от 29.06.2012 N А-75295-03-03/116.
29.06.2012 Управлением Роскомнадзора обществу выдано предписание N П-75295-03-03/028 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым на ОАО "КБ "Искра" возложена обязанность в срок до 28.09.2012 устранить нарушения части 1 статьи 46 Закона о связи и пункта 3.10 Правил в части предоставления услуг связи на территории Закаменского, Джидинского и Селенгинского районов Республики Бурятия с использованием сооружений связи, не введенных в эксплуатацию.
ОАО "КБ "Искра" полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что при установке и подключении земной станции спутниковой связи ЗССС VSAT HughesNet HN 7740 S и информационно-сенсорного терминала "ИСТ" общество не обязано проводить процедуру ввода в эксплуатацию, предусмотренную пунктом 3.10 Правил, так как указанные объекты не являются сооружениями связи в определении, используемом законодателем в Законе о связи, имеющем большую юридическую силу в сравнении с Правилами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 2 Закона о связи для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (пункт 7); сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи (пункт 24); сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи (пункт 27); средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (пункт 28).
В Правилах используются следующие термины и определения: совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи - далее сооружение (объект) связи; технические и программные средства, используемые для формирования, обработки, хранения, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений, а также иные технические средства, используемые при оказании услуг связи, обеспечении функционирования сетей связи - далее средства связи; линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи - далее линии связи; технологическая система, включающая средства и линии связи, предназначенная соответственно для электрической или почтовой связи, - далее сеть связи.
Учитывая, что понятие "сооружение связи", используемое в Законе о связи (пункт 27 статьи 2), не соответствует аналогичному понятию, содержащемуся в разделе 2 Правил, суды, руководствуясь положениями части 2 статьи 4, части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно применили понятие "сооружение связи", используемое законодателем в Законе о связи.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан, в том числе, руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
В силу пункта 3.10 Правил до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
Исходя из правового смысла и содержания понятия "сооружение связи", данного в Законе о связи, суды установили, что оборудование: земная станция связи ЗССС VSAT HughesNet HN 7740 S и информационно-сенсорный терминал "ИСТ" не обладают признаками сооружения связи, а являются средствами связи, так как относятся к техническим и программным средствам, используемым для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи, а также используются при оказании услуг связи и при обеспечении функционирования сетей связи.
В этой связи суды обоснованно посчитали недоказанным государственным органом наличие необходимости производить ввод в эксплуатацию указанного оборудования на основании пункта 3.10 Правил.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов со ссылкой на иное толкование приведённых норм Закона о связи и Правил, проверены, однако не могут быть учтены, как несостоятельные в правовом отношении.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2012 года по делу N А10-4189/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.