г. Иркутск |
|
16 сентября 2014 г. |
N А69-3058/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 г. N 302-АД14-4338 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Левошко А.Н., Юшкарёва И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 марта 2014 года по делу N А69-3058/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Санчат Э.А.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лунсин" (ОГРН 1055406364980, г. Кызыл, далее - ООО "Лунсин", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (ОГРН 1041700512920, г. Кызыл, далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.09.2013 N 93-13/57.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит проверить законность принятых судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, наличие в действиях общества состава инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 07344, 07345, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 29.07.2014), своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам плановой проверки на предмет соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.08.2013 N 93-13/57 по факту нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании), выразившегося в выдаче из кассы общества по расходному кассовому ордеру от 07.06.2013 N 694 и платежной ведомости от 07.06.2013 N 152 заработной платы 710 иностранным сотрудникам в размере 8 420 159,64 рублей.
Постановлением о назначении административного наказания от 12.09.2013 N 93-13/57 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 315 119,73 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и оценки доказательств, руководствуясь положениями статей 1, 2, 3, 6, 9, 14, части 1 статьи 13 Закона о валютном регулировании, статей 11, 129, 130, 131, 136, 142 Трудового кодекса Российской Федерации, суды признали, что действия общества формально являются валютной операцией, но вместе с тем регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику.
Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать счета в банке для получения заработной платы от юридического лица - резидента, а из материалов дела не следует, что иностранные сотрудники общества открыли счета в уполномоченном банке и представили своему работодателю (обществу) заявления о перечислении заработной платы на эти счета, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что выплата обществом иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении обществом требований Закона о валютном регулировании, поскольку ООО "Лунсин" обязано было осуществлять валютную операцию в виде перечисления заработной платы сотрудникам - нерезидентам через счета в уполномоченных банках, подлежат отклонению как противоречащие установленным судами обстоятельствам по делу.
Суждение административного органа о том, что общество обязано было предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований валютного законодательства, в частности, при расчетах с иностранными работниками могло использовать схему расчетов через банковские карты, не может быть признано обоснованным, так как законом допускается выплата заработной платы работникам в наличной форме.
Из совокупности пунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России от 12.10.2011 N 373-П и регламентирующего, в том числе порядок и условия выдачи денежных средств, следует, что выдача наличных денег для выплат заработной платы проводится юридическим лицом по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заработная плата выдана работникам по расходному кассовому ордеру от 07.06.2013 N 694 и платежной ведомости от 07.06.2013 N 152.
При таких обстоятельствах и исходя из системного толкования части 1 статьи 13 Закона о валютном регулировании и положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата выдана обществом в соответствии с требованиями законодательства.
Позиция заявителя, изложенная в кассационной жалобе, построена на ином подходе к толкованию и применению норм права, что не свидетельствует об ошибках, допущенных судебными инстанциями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 25 марта 2014 года и постановления от 30 июня 2014 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 марта 2014 года по делу N А69-3058/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать счета в банке для получения заработной платы от юридического лица - резидента, а из материалов дела не следует, что иностранные сотрудники общества открыли счета в уполномоченном банке и представили своему работодателю (обществу) заявления о перечислении заработной платы на эти счета, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что выплата обществом иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении обществом требований Закона о валютном регулировании, поскольку ООО "Лунсин" обязано было осуществлять валютную операцию в виде перечисления заработной платы сотрудникам - нерезидентам через счета в уполномоченных банках, подлежат отклонению как противоречащие установленным судами обстоятельствам по делу.
...
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заработная плата выдана работникам по расходному кассовому ордеру от 07.06.2013 N 694 и платежной ведомости от 07.06.2013 N 152.
При таких обстоятельствах и исходя из системного толкования части 1 статьи 13 Закона о валютном регулировании и положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата выдана обществом в соответствии с требованиями законодательства.
...
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 25 марта 2014 года и постановления от 30 июня 2014 года, не установлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2014 г. N Ф02-3801/14 по делу N А69-3058/2013