г. Иркутск |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А33-2681/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой С.В.,
при участии в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края - Комиссарова Александра Викторовича (доверенность от 18.12.2013).
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Малофейкиной Е.А.,
при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем Джебко В. И.
рассмотрев кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2014 года по делу N А33-2681/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Малофейкина Е.А., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края (ИНН 2469000015, ОГРН 1072469000075, далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Таймырскому муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Караульский детский сад" (ИНН 8404000956, ОГРН 1038400003333, далее - учреждение, страхователь) о взыскании 4 071 рубля 5 копеек - штрафа за представление в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверных сведений за 2010 - 2012 годы, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2014 года, в удовлетворении заявленных требований оказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 6 (пункт 1), 7 (пункт 1), 14 (пункт 2) Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьи 5, 8 (пункт 1), 11 (пункты 1, 2), 15 (пункт 1), 17 (пункт 3) Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статьи 2, 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, пункты 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция).
В кассационной жалобе фонд просит судебные акты в связи с неправильным толкованием пункта 34 Инструкции и пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению фонда, суд неправомерно освободил учреждение от ответственности за предоставление недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующий в судебном заседании представитель фонда подтвердил доводы кассационной жалобы.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам документальной проверки представленных учреждением индивидуальных сведений за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 на соответствие первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа (в том числе, стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии) фондом установлен факт представления недостоверных сведений за 2 полугодие 2010 года, 1 и 3 кварталы 2011 года о льготном страховом стаже на обязательное пенсионное страхование четырех застрахованных лиц, который отражен в акте от 18.06.2013, врученном представителю ответчика 19.06.2013.
В пункте 2.2. акта страхователю предложено предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений за 2 полугодие 2010 года, 1 и 3 кварталы 2011 года на указанных застрахованных лиц.
До рассмотрения материалов проверки и вынесения решения страхователь 01.07.2013 представил в фонд корректирующие сведения на спорных сотрудников.
Решением фонда от 15.07.2013 N 17 учреждение привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 4 071 рубль 5 копеек, страхователю вручено требование от 31.07.2013 N 9 о добровольной уплате штрафа.
В связи с неисполнением учреждением требования фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, отказывая во взыскании штрафа, исходили из недоказанности фондом наличия правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Выводы судов являются правильными в связи со следующим.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Сведения об уплачиваемых страховых взносах страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
В силу пункта 2 названной статьи страхователь ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, установленные в данном пункте.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из содержания представленных в материалы дела акта фонда от 18.06.2013 N 17 и решения фонда от 15.07.2013 N 17 следует, что учреждению вменено нарушение, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, выразившееся в непредставлении в установленный срок сведений за 2 полугодие 2010 года и 1 и 3 кварталы 2011 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных документах индивидуального (персонифицированного) учета страхователь имеет право корректировать предоставляемые в фонд сведения путем представления в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок исправленных форм таких документов.
Из материалов дела следует, судами установлено и фондом не отрицается, что обнаружив несоответствие между представленными учреждением индивидуальными сведениями и результатами проверки, фонд уведомил учреждение о необходимости устранения имеющихся расхождений путем представления корректирующих форм индивидуальных сведений на застрахованных лиц. Корректирующие индивидуальные сведения направлены учреждением в фонд до истечения двухнедельного срока с момента составления акта проверки.
Поскольку нарушения были исправлены в установленный срок, учитывая разъяснения, изложенные в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", и руководствуясь положениями пункта 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 34 Инструкции, судами сделан правильный вывод о недоказанности фондом наличия оснований для привлечения учреждения к ответственности и взыскания санкций.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании пункта 34 Инструкции и пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ основаны на их ошибочном толковании самим заявителем и не могут быть приняты во внимание кассационным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 мая 2014 года по делу N А33-2681/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.