г. Иркутск |
|
01 июля 2013 г. |
N А69-1544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Ханды А.М., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Тыва секретарём судебного заседания Байыс А.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Тыва представителей Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" - Тондувай Айрата Артуровича (доверенность от 07.03.2013 N 2); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва - Хаджиева Феликса Алексеевича (доверенность от 10.01.2013 N 1),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 6 ноября 2012 года по делу N А69-1544/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Павлов А.Г.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Дунаева Л.А.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" (г. Кызыл, ОГРН: 1021700513009, далее -ФКУ Упрдор "Енисей", учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 13.07.3012 по жалобе N 05-05-06/51-12 ООО "ССМ-1".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Спецстроймонолит-1" (далее - ООО "ССМ-1"), общество с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" (далее - ООО "Дороги Сибири"), открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (далее - ОАО "ЕЭТП").
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 сентября 2012 года ООО "Дороги Сибири" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ООО "Дороги Сибири" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Тывинскому УФАС России о внесении изменений в предписание от 13.07.2012 по жалобе N 05-05-06/51-12.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 6 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований ФКУ Упрдор "Енисей" и ООО "Дороги Сибири" отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2013 года решение суда от 6 ноября 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ Упрдор "Енисей" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного истолкования пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), части 2 статьи 6, части 8 статьи 15, статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ), нарушения требований статей 6, 71, 170, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неполного исследования обстоятельств дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФКУ Упрдор "Енисей" подтвердил доводы кассационной жалобы.
Представитель Тывинского УФАС России считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, представлен отзыв.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04790, N 04791, N 04793, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 23.05.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей. ОАО "ЕЭТП" заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 28.06.2012 ФКУ Упрдор "Енисей" во исполнение решения и предписания антимонопольного органа от 20.06.2012 (дело N А69-1365/2012) проведена повторная процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312100005612000059 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-54 "Енисей" - от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией, участок км 625+000 - км 635+000 в Красноярском крае.
Согласно протоколу от 28.06.2012 N 72-1 на участие в открытом аукционе в электронной форме было подано две заявки - ООО "Дороги Сибири" (заявка N 1), ООО "ССМ-1" (заявка N 2); участнику размещения заказа ООО "ССМ-1" (заявка N 2) отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме; мотивом отказа послужило непредставление сведений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и раздела 1, п. 1.1 документации об открытом аукционе в электронной форме - первая часть заявки не содержит конкретные показатели используемых товаров, применяемых при выполнении работ по капитальному ремонту, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией (приложение N 2 к аукционной документации "Ведомость объёмов и стоимости работ") и не содержит указание на товарный знак (при его наличии).
Протоколом от 28.06.2012 N 72/2 подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312100005612000059 аукционной комиссией принято решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся и о заключении государственного контракта с ООО "Дороги Сибири" как единственным участником, допущенным к открытому аукциону в электронной форме.
Антимонопольный орган, рассмотрев жалобу участника размещения заказа ООО "ССМ-1" на действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Енисей", решением от 13.07.2012 по делу N 05-05-06/51-12 признал аукционную комиссию нарушившей часть 2 статьи 12, часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов; государственного заказчика ФКУ Упрдор "Енисей" нарушившим пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Предписанием от 13.07.2012 Тывинское УФАС России обязало ФКУ Упрдор "Енисей" отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 28.06.2012; направить в адрес участников размещения заказа уведомления о прекращении действий поданных заявок и возможности подать новые заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме; внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме в соответствии с решением антимонопольного органа, а также в части установления сроков подачи заявок, рассмотрения первых и вторых частей заявок, проведения открытого аукциона в электронной форме; продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не менее чем на 15 дней со дня размещения изменений, внесенных в документацию об аукционе в электронной форме; разместить информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о новой дате рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; осуществить проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учетом решения антимонопольного органа по делу N 05-05-06/51-12. Оператору электронной торговой площадки предписано прекратить блокирование средств, внесенных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе; разместить на электронной площадке информацию о времени проведения открытого аукциона. Срок исполнения предписания установлен до 30.07.2012.
Суды двух инстанций, отказывая ФКУ Упрдор "Енисей" и ООО "Дороги Сибири" в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют Закону о размещении заказов и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителей.
Выводы судов двух инстанций постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учётом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона сведения, на соответствие требованиям установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение оказание которых размешается заказ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона определено, что при размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Как следует из документации об открытом аукционе, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения - согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словестное обозначение) (при его наличии) предполагаемого для использования товара (пункт 1.1); качество, технические характеристики работ, их безопасность, результаты работ должны соответствовать требованиям технического задания (приложение N 5 к аукционной документации), нормативно-технической документации (приложение N 6 к государственному контракту) и ведомости объемов и стоимости работ (приложение N 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме) (пункт 2.1); результаты выполненных работ должны удовлетворять установленным документацией об открытом аукционе требованиям, в том числе по качеству и объему, а также требованиям, установленным государственным контрактом (пункт 2.2) (л.д.50-52, том 1).
В соответствии с протоколом от 28.06.2012 N 72-1 до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подано две заявки от участников с порядковыми номерами 1 и 2 (ООО "Дороги Сибири и ООО "ССМ-1" соответственно); принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику под номером 2 (ООО "ССМ-1") в связи с тем, что в нарушение подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и пункта 1.1 раздела 1 документации об открытом аукционе в электронной форме первая часть заявки не содержит в полном объёме конкретные показатели используемых товаров, применяемых при выполнении работ по капитальному ремонту, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией (приложение N 2 к аукционной документации "Ведомость объёмов и стоимости работ") и не содержит указание на товарный знак (при его наличии).
Суды двух инстанций, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что аукционная комиссия необоснованно отказала участнику размещения заказа ООО "ССМ-1" в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, поскольку в аукционной документации отсутствуют конкретные показатели таких товаров как геосетка, битумная эмульсия, лоток из тонкой стали, битумная мастика, трубы, разметочная краска, сигнальные столбики, металлические барьерные ограждения и других товаров, на которые аукционная комиссия ссылалась в протоколе от 28.06.2012 N 72-1.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган, как указали суды двух инстанций, обоснованно признал ФКУ Упрдор "Енисей" нарушившим часть 2 статьи 12, пункт 1 части 4 статьи 41.6, часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает, что заказчик, исходя из своих потребностей, устанавливает максимальное и (или) минимальное значение показателей товаров, значение которых может меняться, и показатели применяемых товаров, которые не могут изменяться. В связи с этим учреждение ссылается на то, что пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не предусмотрено положение о том, что если показатели указаны не по всем применяемым материалам, то это следует расценивать как полное отсутствие в документации таких показателей.
Между тем судами при правильном истолковании Закона о размещении заказов применительно к рассматриваемой ситуации был правомерно постановлен вывод о том, что если в документации отсутствуют конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, то отсутствие таких сведений в заявке не должно влечь отказ в допуске к участию в открытом аукционе. Кроме того, суды указали, что из представленной в материалы дела копии заявки N 2 следует, что ООО "ССМ-1" согласилось выполнить работы в соответствии с требованиями документации открытого аукциона в электронной форме, и, следовательно, в соответствии с техническим заданием (приложение N 5 к аукционной документации), нормативно-техническими документами, обязательными при выполнении дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-54 "Енисей", указанными в приложении N 6 к государственному контракту, и ведомостью объёмов и стоимости работ (приложение N 2 к аукционной документации).
Заявитель кассационной жалобы также просит учесть, что документация об открытом аукционе являлась предметом рассмотрения Тывинского УФАС России дважды - в июне 2012 года при рассмотрении первой жалобы ООО "ССМ-1" и в июле 2012 года при рассмотрении второй жалобы этого общества; при этом антимонопольный орган пришел по одной и той же документации к прямо противоположным выводам о том, содержит ли документация конкретные показатели используемых товаров, что не учли суды по настоящему делу.
Проверка данного довода кассационной жалобы показала, что 05.05.2012 на сайте ОАО "ЕЭТП" в сети Интернет www.roseltorg.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0312100005612000059 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-54 "Енисей" - от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией, участок км 625+000 - км 635+000 в Красноярском крае.
На участие в открытом аукционе в электронной форме было подано две заявки - ООО "Дороги Сибири" (заявка N 1), ООО "ССМ-1" (заявка N 2).
Аукционная комиссия, рассмотрев поступившие заявки, допустила к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа ООО "Дороги Сибири" (заявка N 1); второму участнику размещения заказа ООО "ССМ-1" (заявка N 2) отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме; мотивом отказа послужило непредставление сведений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и разделом 1, п. 1.1 документации об открытом аукционе в электронной форме - первая часть заявки не содержала конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, а именно: не указаны конкретные показатели расстояния между осью и бровкой земляного полотна, высотных отметок продольного профиля дороги, модуля упругости дорожной одежды по верху, коэффициента сцепления по верху верхнего слоя покрытия (протокол от 31.05.2012 N 72).
Тывинское УФАС России, рассмотрев жалобу участника размещения заказа ООО "ССМ-1" на действия аукционной комиссии ФКУ Упрдор "Енисей", решением от 20.06.2012 по делу N 05-05-06/44-12 признало аукционную комиссию нарушившей части 5, 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в связи с отклонением первой части заявки ООО "ССМ-1" по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, и неуказанием в протоколе от 31.05.2012 обоснования решения об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО "ССМ-1"; выдало предписание от 20.06.2012.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 года по делу N А69-1365/2012 отказано в удовлетворении заявления ООО "Дороги Сибири" о признании недействительными упомянутых решения и предписания антимонопольного органа от 20.06.2012.
Обстоятельства, установленные антимонопольным органом по первой жалобе ООО "ССМ-1", не идентичны обстоятельствам, установленным по результатам рассмотрения второй жалобы, различны и основания, по которым аукционная комиссия была признана нарушившей Закон о размещении заказов. С учётом изложенного, доводы Учреждения в этой части не влияют на правильность выводов судов по настоящему делу.
В кассационной жалобе Учреждение ссылается на то, что предметом рассматриваемого аукциона в электронной форме являлось как выполнение работ, так и поставка товаров для этих работ. В связи с этим заказчик указывает, что в силу требований пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе должна была также содержать и сведения о товарах, однако общество не указало товарный знак на товар (при его наличии), не указало сведений о товаре и на намерение применять косоуры, площадки, фундаменты, блоки, цементный раствор М150, бетон В12,5, бетон В 20 и другие материалы, конкретные показатели этих товаров (показатели свойств материалов по прочности, геометрические параметры и состав изделий), используемых при производстве работ, упомянутых заказчиком в Сводной ведомости объёмов работ (Приложение N 2).
Однако судами оценка данным обстоятельствам была дана; суды правомерно посчитали, что в протоколе от 28.06.2012 N 72-1 не было указано на отсутствие в заявке ООО "ССМ-1" конкретных показателей асфальтобетона, щебня, битума; косоуры, площадки, фундамент, блоки не являются товарами.
ФКУ Упрдор "Енисей" также просит учесть, что суды неполно исследовали обстоятельства дела, не проверили факт нарушения оспариваемыми актами прав Учреждения; решение и предписание антимонопольного органа не могут являться основанием для изменения даты окончания подачи заявок.
Названные доводы признаны направленными на переоценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств, в связи с чем не могут быть учтены судом кассационной инстанции. Кроме того суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 1 части 9 статьи 17, часть 5 статьи 41.5, часть 7 статьи 41.7, статьи 57, 60 Закона о размещении заказов обоснованно посчитал, что антимонопольный орган вправе был выдать оспариваемое по настоящему делу предписание указанного выше содержания.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 6 ноября 2012 года по делу N А69-1544/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.