г. Иркутск |
|
09 июля 2013 г. |
N А19-16923/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Межведомственной комиссии по вопросам миграции - Сидоренко Карины Викторовны (доверенность от 10.06.2013 N 2),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межведомственной комиссии по вопросам миграции на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2012 года по делу N А19-16923/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Восточно-сибирская торговая компания "Ангара" (г. Иркутск, ОГРН: 1093850000177, далее - ООО ВСТК "Ангара", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции (далее - Межведомственная комиссия) от 10.07.2012 об отклонении заявки общества о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; обязании восстановить нарушенное право общества путем включения заявки в предложение Иркутской области по объемам квот на 2013 год в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение Межведомственной комиссии по вопросам миграции от 10.07.2012 г. об отклонении заявки ООО ВСТК "Ангара" о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ВСТК "Ангара" путем рассмотрения упомянутых заявок.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года решение суда от 12 ноября 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межведомственная комиссия ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с тем, что общество не представило доказательств нарушения его прав оспариваемым решением; судами в нарушение требований статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была установлена необходимая совокупность условий для признания решения незаконным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Межведомственной комиссии поддержала доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 01801, N 01812, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 01.06.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, 28.04.2012 ООО ВСТК "Ангара" обратилось в Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2013 год, в том числе: 140 граждан Китая для работы по специальностям, связанным с обработкой древесины, 10 граждан Таджикистана для работы по специальности "стропальщик", 10 граждан Узбекистана в качестве подсобных рабочих.
Потребность в привлечении иностранных работников была объяснена обществом расширением объемов производства, вводом в эксплуатацию технически сложного деревообрабатывающего оборудования китайского производства и отсутствием в регионе кадров, отвечающих требованиям, предъявляемым работодателем.
Указанная заявка рассмотрена на заседании Межведомственной комиссии по вопросам миграции, состоявшемся 10.07.2012.
Решением Межведомственной комиссии заявка общества полностью отклонена, о чем Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области информировало заявителя уведомлением от 18.07.2012 N 06/1764.
Признавая по заявлению общества незаконным решение Межведомственной комиссии, суды исходили из того, что оно мотивировано наличием возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других регионов Российской Федерации, однако в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межведомственная комиссия документально не подтвердила, что такая возможность имеется.
Суды посчитали, что при принятии оспариваемого решения Межведомственной комиссией нарушен пункт 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила) и пришли к выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ООО ВСТК "Ангара", создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов по делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Пунктом 20 Правил предусмотрено право работодателей обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 18 Правил по решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям: наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (а); наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах (б); наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах (в); отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями (г).
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, обоснованно посчитали, что обжалуемое решение Межведомственной комиссии не соответствует пункту 18 Правил.
Материалы дела не содержат доказательств того, что имелась возможность удовлетворить потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Суды выяснили, что общество регулярно представляло в территориальное подразделение Службы занятости Иркутской области отчеты о наличии вакантных рабочих мест, однако помощи в подборе необходимого персонала обществу не оказано; сведений о наличии необходимых трудовых ресурсах на территории Иркутской области или на территории других субъектов Российской Федерации не представлено; о наличии возможности профессиональной подготовки или переподготовки безработных граждан не проинформировано.
28.02.2011 ООО ВСТК "Ангара" заключило соглашение N 4/6/Ан-11 с Областным государственным учреждением Центр занятости населения Осинского района с целью организовать трудоустройство на объектах общества с привлечением граждан, зарегистрированных в центре занятости этого района в качестве безработных и ищущих работу граждан. Стороны также договорились осуществлять мероприятия по привлечению безработных и ищущих работу граждан для получения навыков работы по специальностям: рамщик, станочник-распиловщик, их временному и постоянному трудоустройству.
Обществом заключено соглашение о сотрудничестве с Областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Иркутска, по условиям которого общество и центр занятости проводят совместную работу по содействию в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
В целях поиска кандидатов для замещения вакантных рабочих мест заявителем использовались средства массовой информации (в эфир местных каналов выпущены в общей сложности 117 видеообъявлений о наборе на вахту в Осинский район рамщиков, наладчиков деревообрабатывающего оборудования, станочников-распиловщиков, пилоправов, заточников; в период с 11.02.2012 по 17.05.2012 в радиоэфир вышло 80 объявлений о наборе обществом персонала).
В материалах дела имеется письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области, из которого видно, что отраслевое министерство считает целесообразным согласовать заявку ООО ВСТК "Ангара" о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в размере 40 иностранных работников.
Из представленной Межведомственной комиссией выписки из реестра "Предложение региона Иркутская область о потребности в привлечении иностранных работников на 2013 год" судом установлено, что вопреки выводам Межведомственной комиссии Службой занятости населения Иркутской области дано положительное заключение по заявке ООО ВСТК "Ангара" о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.
Оценив указанные доказательства, суды правомерно посчитали, что заявитель предпринимает зависящие от него меры для удовлетворения потребности в работниках за счет рабочей силы из числа граждан Российской Федерации, однако до настоящего времени вышеуказанные мероприятия положительных результатов не дали, в связи с чем немотивированное отклонение заявки о потребности в рабочей силе (иностранных работниках) нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких условиях не может быть учтен довод кассационной жалобы о том, что суды не установили совокупность необходимых условий для признании оспариваемого решения незаконным.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2012 года по делу N А19-16923/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.