г. Иркутск |
|
11 июля 2013 г. |
N А58-3122/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Столбова В.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Словесновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Белолипецкой Венеры Степановны (далее - предприниматель) - Ушницкой Зульфии Михайловны (доверенность от 29.12.2012), Якутской городской Думы Иванова Виталия Степановича (доверенность от 13.02.2013).
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Белолипецкой Венеры Степановны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2013 года по делу N А58-3122/2012 (суд первой инстанции - Евсеева Е.А., Столбов В.В., Собардахова В.Э.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Белолипецкая Венера Степановна (ОГРИП 304143505000206, г. Якутск) (далее - предприниматель Белолипецкая В.С.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным решения Якутской городской Думы от 23.12.2011 N РЯГД-41-8, которым принят нормативный правовой акт N 39-НПА "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" в части установления базовой ставки арендной платы в размере 8 процентов за земельные участки под магазинами, об обязании Окружной администрации произвести расчет платы за землю заявителя в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 138-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в размере 2 процентов базовой ставки арендной платы.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель Белолипецкая В.С. заявила уточнение требований, просила признать незаконным пункт 5.1 Приложения N 1 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 23.12.2011 РЯГД-41-8 "Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (далее - Нормативный правовой акт), в установлении базовой ставки арендной платы в размере 8 процентов за земельные участки под магазинами как несоответствующее статье 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); произвести расчет оплаты за землю согласно ставке арендной платы, действовавшей в 2011 году равной 3,56 процента.
Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) уточнение принято в части требования о признании незаконным пункта 5.1. Приложения N 1 оспариваемого нормативно-правового акта. В части требования произвести расчет оплаты за землю согласно ставки арендной платы, действовавшей в 2011 году равной 3,56 процента уточнение судом не принято.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Якутская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Нормативный правовой акт в части пункта 5.1 приложения N 1 признан соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Предприниматель Белолипецкая В.С. обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 26), неприменения статей 12, 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по утверждению базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск"; судом не учтено, что на момент принятия Якутской городской Думой оспариваемого Нормативного правового акта общие начала определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлены принятым 15.12.2010 Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), статьями 12, 13 которого установлены полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) и органов муниципального управления в области земельных отношений.
Заявитель кассационной жалобы также указывает, что предоставленный ей в аренду земельный участок находится в собственности органа местного самоуправления и не относится к землям, собственность на которые не разграничена.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представитель предпринимателя Белолипецкой В.С. подтвердила доводы кассационной жалобы, просит принятый по делу судебный акт отменить.
Представитель Якутской городской Думы считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить судебный акт без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решением Якутской городской Думы от 23.12.2011 N РЯГД-41-8 принят Нормативный правовой акт, которым утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" на 2012 год (приложение N 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение N 2), сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение N 3), льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "Город Якутск" (приложение N 4).
Пунктом 5.1 приложения N 1 к Нормативному правовому акту утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли в размере 8 процентов от кадастровой стоимости.
Решение опубликовано 30.12.2011 в газете "Эхо столицы", N 101 (2015).
Полагая, что Нормативный правовой акт в части пункта 5.1 приложения N 1 об установлении базовой ставки арендной платы в размере 8 процентов за земельные участки под магазинами не соответствует пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 582), статье 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), предприниматель Белолипецкая В.С. обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), правомерно рассмотрев дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов", с учетом положений о подведомственности дел арбитражному суду, содержащихся в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии полномочий у Якутской городской Думы на принятие оспариваемого Нормативного правового акта, и о том, что ставка арендной платы по пункту 5.1 приложения N 1 Нормативного правового акта является экономически обоснованной, не установленной произвольно, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов и о соответствии этого акта в оспариваемой части Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства N 582 и Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 26.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В настоящее время - это Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 26 органам местного самоуправления рекомендовано утвердить в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; сроки внесения арендной платы; льготы по арендной плате за земельные участки в части, поступающей в бюджет соответствующего муниципального образования; утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20.03.2003 N П/49 (приложения 1 и 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2012 года по делу N А58-1806/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2012 года по тому же делу, установлено, что оспариваемое решение от 23.12.2011 N РЯГД-41-8 принято в пределах компетенции Думы. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2013 N ВАС-3636/13 в передаче данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано.
С учетом изложенного, суд правомерно посчитал, что оспариваемый акт принят в пределах компетенции Якутской городской Думы и соответствует действующему законодательству.
Не соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что судом не учтено, что на момент принятия Якутской городской Думой оспариваемого Нормативного правового акта общие начала определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, были установлены принятым 15.12.2010 Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), статьями 12, 13 которого установлены полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) и органов муниципального управления в области земельных отношений, а у органа местного самоуправления не было полномочий по утверждению базовых ставок арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, в городском округе.
Данный довод не может быть принят во внимание, как не учитывающий следующее.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), принятого 15.12.2010, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования; установление порядка определения размера арендной платы за земли, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности соответствующего муниципального образования.
Кроме указанных в части 1 настоящей статьи полномочий к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия)).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставленный ей в аренду земельный участок находится в собственности органа местного самоуправления и не относится к землям, собственность на которые не разграничена, не имеет правового значения по данному делу, поскольку заявителем оспорен нормативный акт, которым утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого в указанной части решения Думы нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
При обращении с кассационной жалобой предпринимателем Белолипецкой В.С. уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей. Поскольку в соответствии с пунктами 3, 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате физическим лицом государственная пошлина в сумме 100 рублей, излишне уплаченная госпошлина в размере 1 900 рублей на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату предпринимателю Белолипецкой В.С. из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 2013 года по делу N А58-3122/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальном предпринимателю Белолипецкой Венере Степановне из федерального бюджета 1 900 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 640 от 23 апреля 2013 года за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.