г. Иркутск |
|
22 июля 2013 г. |
N А78-7946/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Пущиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Коровкиной А.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите Поваляева Антона Сергеевича (доверенность N 06-19 от 18.03.2013, удостоверение),
с участием судьи, осуществляющего организацию сеанса видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде, Рылова Д.Н., секретаря судебного заседания Гусевой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2013 года по делу N А78-7946/2012 Арбитражного суда Забайкальского края (апелляционный суд: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Первый" (далее - ООО "Первый", общество) (ОГРН 1107536006016, место нахождения: г. Чита) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (далее - инспекция) (ОГРН 1047550035400, место нахождения: г. Чита) от 20.06.2012 N 07-2187.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2013 года решение суда первой инстанции отменено, решение инспекции от 20.06.2012 N 07-2187 признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит его отменить, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что представленные для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Первый", сведения о месте нахождения юридического лица недостоверны, что приравнивается к непредставлению обязательных для государственной регистрации документов и является в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ основанием для отказа в совершении налоговым органом юридически значимых действий.
По мнению заявителя, наличие в учредительных документах юридического лица, а также в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений противоречит принципу достоверности публичных реестров, нарушает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует проведению налогового контроля и реализации прав на судебную защиту лицами, чьи интересы нарушены действиями общества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель инспекции поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, полагал выводы апелляционного суда необоснованными, в связи с чем просил обжалуемый судебный акт отменить.
ООО "Первый" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для выраженного в решении от 20.06.2012 N 07-2187 отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, касающихся смены адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, послужил вывод инспекции о фактическом отсутствии юридического лица по заявленному адресу согласно информации, предоставленной Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области по результатам осмотра, а также неуказание заявителем индивидуализирующих признаков соответствующего объекта недвижимости.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ООО "Первый" требований Федерального закона N 129-ФЗ, предъявляемых к документам, необходимым для государственной регистрации соответствующих изменений, в связи с чем признал отказ инспекции обоснованным.
Отменяя решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьёй 23 Федерального закона N 129-ФЗ оснований для отказа инспекцией в государственной регистрации, так как обществом представлен весь пакет документов, перечисленных в статье 17 указанного закона, а инспекцией не представлены достаточные доказательства недостоверности сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, помимо документов согласно перечню, предусмотренному пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Положениями статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ регламентирована ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
По смыслу приведенных норм Федеральный закон N 129-ФЗ основывается на презумпции достоверности представляемых на государственную регистрацию сведений о юридическом лице, исходит из невозможности проверки достоверности указанных сведений налоговым органом в силу отсутствия у последнего соответствующих полномочий и возлагает ответственность за представление недостоверных сведений на заявителя (юридическое лицо, индивидуального предпринимателя).
Как следует из требований подпункта "а" пункта 1 статьи 23 данного закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Исследовав доказательства, представленные сторонами, и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд обоснованно установил, что заявителем для государственной регистрации изменений представлены все необходимые документы, предусмотренные статьёй 17 Федерального закона N 129-ФЗ, в заявлении о государственной регистрации уполномоченным лицом подтверждено, что вносимые в учредительные документы сведения достоверны, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, отсутствовали.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к правильному выводу о неправомерности оспариваемого решения от 20.06.2012 N 07-2187, учитывая то, что достаточных доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО "Первый" по спорному адресу, в материалы дела не представлено; представленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области сведения об отсутствии юридического лица по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации изменений, не свидетельствуют об отсутствии волеизъявления общества на нахождение по указанному адресу в момент и после государственной регистрации; действующим законодательством требований относительно обязательного указания в адресе на номер помещения (офис) объекта недвижимости не установлено.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании изложенных норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных апелляционным судом, что не входит в пределы полномочий арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2013 года по делу N А78-7946/2012 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.