г. Иркутск |
|
7 августа 2013 г. |
Дело N А19-2435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Парской Н.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2013 года по делу N А19-2435/2013 (суд первой инстанции: Луньков М.В.),
установил:
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Иркутского районного муниципального образования "Станция юных натуралистов" (далее - учреждение) (ОГРН 1023801028690, место нахождения: Иркутская область, Иркутский район, с. Пивовариха) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Иркутской области (далее - инспекция) (ОГРН 1043801556919, место нахождения: г. Иркутск) по отказу в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам по единому социальному налогу в сумме 292 331 рубля 22 копеек и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов учреждения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просила решение Арбитражного суда Иркутской области отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда о соблюдении учреждением всех предусмотренных положениями пункта 16 Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 177 (далее - Правила), условий для списания задолженности по начисленным пеням не основаны на правильном применении приведенной нормы законодательства, поскольку отсутствие основной суммы задолженности по единому социальному налогу предопределяет невозможность реализации указанного механизма освобождения налогоплательщика от уплаты задолженности по начисленным пеням и штрафам.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.10.2012 инспекцией на основании заявления учреждения принято решение N 68 о проведении реструктуризации задолженности по единому социальному налогу, начисленным пеням и штрафам, согласно которому предоставлена реструктуризация задолженности по начисленным пеням и штрафам по единому социальному налогу в сумме 292 331 рубля 22 копеек и установлен график ее погашения.
Согласно письму инспекции от 29.11.2012 N 06-12/013086 учреждению отказано в списании реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам в сумме 292 331 рубля 22 копеек на том основании, что при отсутствии основной суммы задолженности по единому социальному налогу, на которую начислена суммы пени и штрафа, списание последних не предусмотрено.
Согласно пункту 2 Правил реструктуризации подлежит: задолженность по единому социальному налогу - не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о проведении реструктуризации задолженности по единому социальному налогу, начисленным пеням и штрафам; задолженность по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по единому социальному налогу, - по данным учета налоговых органов на день принятия решения о реструктуризации задолженности.
Решение о реструктуризации задолженности принимается при условии полного внесения учреждением текущих налоговых платежей в течение 2 месяцев, предшествовавших месяцу подачи им заявления о проведении реструктуризации задолженности, и платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные (2010 и 2011 годы) и отчетный периоды, предшествовавшие месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности, а также погашения учреждением в полном объеме задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002-2009 годы (пункт 5 Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что в отношении учреждения одновременно проводится реструктуризация задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов путем предоставления рассрочки уплаты задолженности по единому социальному налогу на срок не более 6 лет, по начисленным пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по единому социальному налогу. Учреждение имеет право досрочно погасить реструктурированную задолженность по единому социальному налогу.
В соответствии с пунктом 16 Правил в случае погашения учреждением реструктурированной задолженности по единому социальному налогу досрочно в течение 3 лет со дня принятия решения о реструктуризации задолженности производится списание задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Из системного толкования приведенных норм законодательства следует, что условиями реализации права на списание реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам является полное погашение задолженности по единому социальному налогу, на которую они начислены, и отсутствие текущей задолженности по налоговым платежам, задолженности по страховым взносам за расчетные (2010 и 2011 годы) и отчетный периоды, предшествовавшие месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности.
Иное толкование названных норм приводит к выводу о невозможности списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам без наличия задолженности по единому социальному налогу, на которую они начислены, и, как следствие, к положению, в результате которого при прочих равных условиях налогоплательщики, не имеющие задолженность по соответствующему налогу, оказываются в худшем правовом и экономическом положении, чем налогоплательщики, имеющие такую задолженность.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции по результатам исследования доводов и возражений сторон, оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всех представленных в материалы дела доказательств установил, что учреждением выполнены все необходимые условия для освобождения от уплаты реструктурированной задолженности по начисленным пеням, штрафам и представлены все необходимые документы, подтверждающие установленные изложенными положениями Правил обстоятельства, в связи с чем пришел к законному и обоснованному выводу о неправомерности отказа инспекции в списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в сумме 292 331 рубля 22 копеек.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, правильном применении норм материального права доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие приведенные выводы суда, основаны на ошибочном толковании указанных норм материального права и направлены на переоценку изложенных выше обстоятельств, что не входит в пределы полномочий арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2013 года по делу N А19-2435/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.