г. Иркутск |
|
15 августа 2013 г. |
N А78-904/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Кира-С" Коган Ирины Александровны (доверенность от 17.07.2013), Маненковой Татьяны Анатольевны (доверенность от 17.07.2013), прокуратуры Иркутской области Крюковой Ирины Эдуардовны (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КИРА-С" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 мая 2013 по делу N А78-904/2013 (суд первой инстанции - Судакова Ю.В., Бочкарникова Л.В., Литвинцев А.Б.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КИРА-С" (далее - заявитель, ООО "КИРА-С", общество, ОГРН 1127524000185, пгт. Атамановка) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 574 от 21.11.2012 (далее - Служба по тарифам) в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012-2013 годы без одновременного установления порядка компенсации выпадающих доходов и установления экономически обоснованного тарифа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" (далее - администрация).
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Забайкальского края (далее - прокурор).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 6 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано. Приказ Региональной службы по тарифам Забайкальского края N 574 от 21.11.2012 признан соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) мощности энергии в рамках предельных индексов".
Общество, не согласившись с судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя жалобы, при принятии приказа N 574 от 21.11.2012 в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012-2013 годы Служба по тарифам не включила в приказ механизм установления порядка компенсации выпадающих доходов общества, которые образуются в связи с применением льготных тарифов, в результате чего нарушается принцип обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, общество несет убытки в виде выпадающих доходов и фактически лишается права требовать компенсации таких убытков от публично-правового образования.
В судебном заседании представители общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Служба по тарифам и прокуратура считают судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Служба по тарифам и администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 июля 2013 года объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 6 августа 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Определением суда кассационной инстанции от 6 августа 2013 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 10 часов 00 минут 14 августа 2013 года.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края был принят приказ от 21.11.2012 N 574 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "КИРА-С" муниципального образования городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" на 2012, 2013 годы" (опубликован в газете "Азия-экспресс", от 29.11.2012 N 48/1).
Указанным приказом были утверждены тарифы на услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, оказываемые, на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", соответственно в 2012 и 2013 году ООО "КИРА-С".
Полагая, что указанный приказ противоречит законодательству Российской Федерации, а также нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что приказ Службы по тарифам соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 года N 190 "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу ФСТ России от 08.04.2005 года N 130-э "Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) мощности энергии в рамках предельных индексов".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно частям 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в предмет исследования входит проверка оспариваемого акта или его отдельного положения на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также - наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с одним из основных принципов, а именно обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Общество обратилось в 2012 году в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифа в регулируемом периоде 2012-2013 год впервые.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от сроков подачи материалов.
Пунктом 16 Основ установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Из материалов дела следует, что расчет суммы выпадающих доходов за 2012-2013 годы ООО "КИРА-С" приведен в заключении по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "КИРА-С" муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район", на 2013 год, которое является неотъемлемой частью приказа Службы по тарифам.
В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Орган регулирования вправе отразить в своем решении группу потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов.
Таким образом, только имея правовое основание орган регулирования вправе отразить в своем решении группу потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" предусмотрены условия для применения льготных тарифов на тепловую энергию. Льготный тариф устанавливается в отношении потребителей, для которых установлено право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов. В отношении потребителей, пользующихся услугами теплоснабжения, оказываемыми обществом на территории муниципального образования городское поселение "Атамановское" муниципального района "Читинский район" соответствующие льготы законодательно не установлены, в связи с чем у Службы по тарифам отсутствовали правовые основания для отражения в оспариваемом приказе порядка компенсации выпадающих доходов.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта Службы по тарифам Забайкальского края "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "КИРА-С" муниципального образования городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" на 2012, 2013 годы" в части установления одноставочных тарифов для населения на 2012-2013 годы не противоречат требованиям, установленным Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов, оказываемыми организациями коммунального комплекса, является правильным.
Кроме того, положением пункта 10 Основ ценообразования, определено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, не влияют на правильность принятого судебного акта по существу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушения либо неправильного применения по данному делу норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 мая 2013 года по делу N А78-904/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.