г. Иркутск |
|
15 августа 2013 г. |
А33-10242/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Дьяченко С.П., помощника судьи Гордеевой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Лапицкой Виктории Михайловны (доверенность от 06.06.2013), Региональной энергетической комиссии Красноярского края Сутыриной Ларисы Анатольевны (доверенность от 01.07.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2013 года по делу N А33-10242/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество, ОГРН 1052460054327, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК, ОГРН 1022402656902, г. Красноярск) о признании недействительным приказа от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" (в редакции приказа от 28.03.2012 N 32-п) в части пункта 67 Приложения к приказу "Необходимая валовая выручка сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы (без учета оплаты потерь)" в части установления размера необходимой валовой выручки на 2012 год в размере 10 787 371,35 тысяч рублей (далее - оспариваемый приказ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2013 года решение суда от 20 февраля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения судами пункта 7 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктов 10, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - Методические указания) от 17.02.2012 N 98-э, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель РЭК считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 3.2 Устава общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес РЭК заявление от 29.04.2011 N 1.3/01-5184, в котором просило Региональную энергетическую комиссию Красноярского края установить скорректированную необходимую валовую выручку филиала "Красноярскэнерго" на 2012 год (без учета оплаты потерь), а также скорректировать тарифы на передачу электрической энергии на 2012 год.
Исходя из текста заявления, основанием обращения явились изменение баланса электроэнергии (мощности) на 2012 год относительно утвержденного ФСТ России на 2011 год; получение выпадающих доходов, не учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" в 2010 - 2012 годы.
Протоколом заседания правления РЭК от 19.12.2011 N 51 утвержден объем необходимой валовой выручки филиала заявителя "Красноярскэнерго" на 2012 год в размере 10 787 371,3 тысяч рублей, а также произведена корректировка единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2011 - 2015 годы.
В целях реализации пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление N 1178) РЭК осуществлен пересмотр тарифов для общества с применением метода индексации необходимой валовой выручки, действующих в период с 01.07.2012.
Приказом РЭК от 28.03.2012 N 32-п "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" в приказ от 19.12.2011 N 565-п внесены изменения, в пункте 67 приложения для филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" размер необходимой валовой выручки установлен на 2012 год в размере 10 787 371,35 тысяч рублей, на 2013 год - 12 749 382,66 тысяч рублей, на 2014 год - 13 907 657,03 тысяч рублей, 2015 год - 13 437 788,57 тысяч рублей.
Полагая, что данным приказом необходимая валовая выручка на 2012 год неправомерно определена ответчиком без учета выпадающих доходов 2010 года, связанных с уходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ РЭК от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" (в редакции приказа от 28.03.2012 N 32-п) в части установления размера необходимой валовой выручки на 2012 год в размере 10 787 371,35 тысяч рублей соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов).
Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15). Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16). В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 3 постановления N 1178 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано до 1 апреля 2012 года принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 года: долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, доля Российской Федерации и открытого акционерного общества "Холдинг МРСК" в уставном капитале которых в совокупности составляет не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, а также иных территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала; тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
В целях реализации указанных положений постановления N 1178 приказом РЭК от 28.03.2012 N 32-п внесены оспариваемые обществом в рамках настоящего дела изменения в приказ РЭК от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы" в части пункта 67 Приложения к приказу "Необходимая валовая выручка сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, на долгосрочный период регулирования 2012 - 2015 годы (без учета оплаты потерь)" в части установления размера необходимой валовой выручки на 2012 год в размере 10 787 371,35 тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "МРСК Сибири" на основе долгосрочных параметров регулирования на срок пять лет (2011 - 2015 годы) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществлено с 01.01.2011.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в РЭК с заявлением от 29.04.2011 N 1.3/01-5148, в котором просило установить скорректированную необходимую валовую выручку филиала "Красноярскэнерго" на 2012 год (без учета оплаты потерь), а также скорректировать тарифы на передачу электрической энергии на 2012 год, которые были определены РЭК ранее с применением метода доходности инвестированного капитала.
Основанием для обращения явились изменение баланса электроэнергии (мощности) на 2012 год относительно утвержденного ФСТ России на 2011 год; получение в 2010 году выпадающих доходов, не учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго".
Таким образом, в письме от 29.04.2011 общество в качестве основания для корректировки НВВ за 2012 год, а также тарифов на передачу электрической энергии на 2012 год указало получение в 2010 году выпадающего дохода.
Одновременно с указанным заявлением РЭК представлены, в том числе расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год, бухгалтерская и статистическая отчетность за 2010 год, оценка выпадающих доходов филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", обоснование выпадающих доходов филиала ОАО "МРСК" - "Красноярскэнерго" в 2010 - 2011 годах, связанных с уходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС".
Установив на основании материалов дела, что обществом в материалы дела не представлены соответствующие расчеты и доказательства, подтверждающие, что невключение РЭК в НВВ за 2012 год указанных обществом выпадающих доходов за 2010 год в связи с переходом ОАО "РУСАЛ Красноярск" на прямой договор с ОАО "ФСК ЕЭС" повлияло на размер индивидуального тарифа на содержание электрических сетей на соответствующем уровне напряжения, то есть не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым приказом, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что приказ от 19.12.2011 N 565-п принят в соответствии с пунктами 7, 8 Правил регулирования цен, в целях приведения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, при отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом судами двух инстанций правомерно отклонены доводы заявителя о том, что обществом в дальнейшем спорные выпадающие доходы включены в объем необходимой валовой выручки при пересмотре тарифов с 01.11.2012, Министерством промышленности и энергетики Красноярского края признана обоснованность и необходимость включения выпадающих доходов в размер тарифа, как неподтвержденные, а также сделан правильный вывод о том, что последующие (после издания оспариваемого приказа) действия РЭК не входят в предмет исследования по настоящему делу.
При таких обстоятельствах и приведенном правовом регулировании суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки названных выводов судов.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, не влияют на правильность выводов судов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2013 года по делу N А33-10242/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.