г. Иркутск |
|
23 августа 2013 г. |
Дело N А33-16949/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнауховой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Смольникова Е.Р., секретарь судебного заседания Каленова П.Г.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Красноярской таможни - Демидёнок Екатерины Витальевны (доверенность от 29.10.2012); общества с ограниченной ответственностью "Сибкарт" - Салакко Александра Сергеевича (доверенность от 09.11.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу Красноярской таможни на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2013 года по делу N А33-16949/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Чурилина Е.М.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибкарт" (г. Красноярск;
ОГРН 1062461019290; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Красноярской таможни (г. Красноярск; ОГРН 1022402478009; далее - таможня) от 27.09.2012 N 18-92/01414 "Об отказе в предоставлении информации".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 февраля 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2013 года решение арбитражного суда отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого решения таможни.
Обжалуя постановление суда апелляционной инстанции по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и заявляя о его отмене с оставлением в силе решения арбитражного суда, таможня оспаривает выводы суда о незаконности принятого ею решения об отказе в предоставлении информации и нарушения этим отказом прав и законных интересов общества; по мнению таможни, судом неправильно истолкованы и применены положения Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), Таможенного кодекса Таможенного союза; суд не учел, что процедура таможенного декларирования товара не была завершена, вследствие чего информация о таможенном декларировании могла быть предоставлена исключительно декларанту или его работнику.
В кассационной жалобе таможня не соглашается с выводом суда о том, что запрос общества от 26.09.2012 не является повторным запросом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт - оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Из материалов дела следует, что общество в лице представителя Задонской Ю.Г., действовавшей на основании доверенности от 11.09.2012, обратилось в таможню с запросом от 25.09.2012 о предоставлении возможности ознакомления с документами, на основании которых обществу отказано в выпуске товаров, предъявленных к таможенному оформлению по декларации на товары N 10606060/300812/0006168.
Письмом от 26.09.2012 N 18-92/01407 таможня отказала в предоставлении информации по запросу со ссылкой на часть 3 статьи 4, статью 50 Закона о таможенном регулировании и статью 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Общество, ссылаясь на статью 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации 26.09.2012 повторно обратилось в таможню с запросом об ознакомлении с материалами дела, их фотографировании и изготовлении необходимых выписок с целью обжалования решения таможенного органа.
К запросу обществом приложена доверенность представителя Задонской Ю.Г. от 25.09.2012 с указанием полномочий названного лица вести иные дела, в том числе в таможенных органах, со всеми правами и полномочиями, которые предоставлены законом юридическому лицу; в том числе Задонская Ю.Г. наделена правом обжаловать решения таможенных органов, действие (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, знакомится с материалами дел и иного производства, делать выписки из материалов, снимать копии.
По результатам рассмотрения запроса таможня письмом от 27.09.2012 N 18-92/01414 "Об отказе в предоставлении информации" сообщила представителю общества о рассмотрении повторного запроса, а также сообщила, что решение по аналогичному запросу направлено в адрес общества 26.09.2012.
Не согласившись с решением таможни, изложенным в письме от 27.09.2012 N 18-92/01414, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая оспариваемый отказ таможни в предоставлении информации законным, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что с запросом о предоставлении информации вправе был обратиться законный представитель или уполномоченный работник общества.
Отменяя решение арбитражного суда и признавая оспариваемый отказ незаконным, суд апелляционной инстанции указал, что необоснованное лишение общества права на информацию приводит к нарушению конституционных прав общества на получение информации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно включил в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого отказа таможни закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим отказом прав и законных интересов общества.
Правильно применяя приведенные нормы процессуального права, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался Конституцией Российской Федерации и нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обращение общества 26.09.2012 в таможню с запросом связано с необходимостью получения информации для обжалования решения таможни об отказе в выпуске товара.
Статья 50 Закона о таможенном регулировании устанавливает порядок получения информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.
Суд апелляционной инстанции установил, что из содержания запроса общества от 26.09.2012 следует намерение обжаловать действия таможни по отказу в выпуске товара. В этой связи суд обоснованно учел, что возникшие между обществом и таможней отношения регулируются статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 3 Закона о таможенном регулировании, которые не содержат ограничения по кругу субъектов, способных участвовать в этих отношениях.
На основании правовой оценки имеющихся в деле доказательств судом установлено, что полномочия действовавшего от имени общества представителя Задонской Ю.Г. подтверждены доверенностью, соответствующей требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные обстоятельства в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и представленные доказательства, установил, что оспариваемый отказ таможни не содержит такого правового основания как возможное разглашение охраняемых законом сведений, вследствие чего суд со ссылкой на часть 2 статьи 24, часть 4 статьи 29 и часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, на положения статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, части 1 статьи 4, части 2 статьи 5, части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), положения Закона о таможенном регулировании пришел к обоснованному выводу о недопустимости отказа в предоставлении доступа к информации, доступ к которой не ограничен законом.
Правильно применяя вышеприведенные нормы материального права, суд обоснованно признал отказ таможни незаконным.
Учитывая, что выводы суда постановлены на основании оценки имеющихся в деле доказательств в полном соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Кодекса оснований для учета доводов кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о повторном характере запроса общества и о предоставлении информации, касающейся декларирования товаров, определенному кругу лиц фактически направлены на переоценку доказательств, приведенных в судебном акте и постановленных на их основании выводов суда, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2013 года по делу N А33-16949/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.