г. Иркутск |
|
23 августа 2013 г. |
N А33-18213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 23 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Воробьевой Н.М., Зуева А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селетковой В.И.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Смольниковой Е.Р., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Каленовой П.Г.,
при участии в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Олеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012), общества с ограниченной ответственностью "Тимбер" Штефана Вячеслава Валерьевича (доверенность от 12.07.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2013 года по делу N А33-18213/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куликова Д.С.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Гурова Т.С., Споткай Л.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тимбер" (ОГРН 1092468050542, далее - ООО "Тимбер") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (ОГРН 1027700485757, г. Красноярск; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700006:30 площадью 30 156 кв.м, местоположение: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 3, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 отчетом общества с ограниченной ответственностью "Экспертиза и оценка региональной собственности" в сумме 5 789 198 рублей.
В качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, г. Красноярск; далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, регистрационный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Энерго", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Кедр-Лизинг".
Решением суда первой инстанции от 20 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 3 июня 2013 года, иск удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 12, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.12, 24.17, 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статьи 3, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и мотивированы обоснованностью требований истца, предъявленных к органам кадастрового учета - Управлению Росреестра по Красноярскому краю и Кадастровой палате, являющимся надлежащими ответчиками по делу. Суд обязал органы кадастрового учета внести новую кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, её установившего.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части удовлетворения требования к Росреестру, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Управление Росреестра по Красноярскому краю оспаривает вывод судов о том, что управление является надлежащим ответчиком по делу, указывая на то, что Росреестр не принимает участия в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Законом об оценочной деятельности. Также указывает на ошибочность выводов судов о том, что управление выступает органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков, сохраняет статус органа кадастрового учета, и имеет обязанность по направлению в орган кадастрового учета результатов рассмотрения судебного спора. По мнению заявителя неправомерна ссылка судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, поскольку обстоятельства, установленные в данном деле, существенно отличаются от обстоятельств, рассматриваемого дела.
Кадастровая палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения требования к Кадастровой палате, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Кадастровая палата указывает, что судам неверно истолкован пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. В настоящем деле рыночная оценка проведена после момента осуществления кадастровой оценки, в связи с чем у органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, отсутствуют основания для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по настоящему делу является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты кадастровой оценки. Кроме того, судом сделаны неправомерные выводы, основанные на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Тимбер" в отзывах на кассационные жалобы Управления Росреестра и Кадастровой палаты считает их доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Представители заявителей кассационных жалоб и истца в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах и возражениях на них.
Кадастровая палата, Администрация города Красноярска, ООО "Энерго", ООО "Кедр-Лизинг", надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 7539, 7542, 7543, 7544, 7545, 7546, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационные жалобы на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, и возражениях на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцу на праве общей долевой собственности принадлежит доля в праве 537/1000 на земельный участок категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий, общая площадь 30 156 кв.м, кадастровый номер 24:50:0700006:30, по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 3 (свидетельство от 17.05.2012 24ЕК 712922).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 85 245 582 рублей 92 копеек.
Согласно отчету по определению рыночной стоимости имущества от 26.07.2012 N 476-07/12, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Экспертиза и оценка региональной собственности", рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 5 789 198 рублей (НДС не облагается). На отчет от 26.07.2012 N 476-07/12 получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 23.08.2012 N 626/08/12.
ООО "Тимбер" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, и обязании уполномоченных лиц внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Кодекса).
В соответствии со статьёй 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Суды установили что, в рассматриваемом случае в отчете оценщика от 26.07.2012 N 476-07/12 рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 - на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка.
Согласно требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, на отчет от 26.07.2012 N 476-07/12 дано положительное экспертное заключение саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков" от 23.08.2012 N 626/08/12.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и, руководствуясь нормами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Судами правомерно установлена обязанность кадастрового органа по внесению в кадастр установленной судебным актом рыночной стоимости земельного участка, как правовое последствие судебного пересмотра кадастровой стоимости в связи с её несоответствием рыночной стоимости.
Выводы судов согласуются с изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавшего на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством определения его рыночной стоимости.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на то, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, не принимаются, поскольку требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно только от тех лиц, которые способны такие изменения внести.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказании государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 указанного Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Учитывая, что функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за кадастровой палатой, и то, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка является изменением в государственный кадастр недвижимости в целом, что отнесено в силу вышеизложенных положений законодательства к компетенции органов кадастрового учета, для внесения сведений по результатам оспаривания кадастровой стоимости необходимы действия как органа государственной кадастровой оценки, функции которого выполняет Управление Росреестра по Красноярскому краю, так и органа кадастрового учета, функции которого осуществляет кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что территориальный орган Росреестра, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с "Федеральной кадастровой палатой Росреестра" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, и внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, являются правильными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2013 года по делу N А33-18213/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.