г. Иркутск |
|
18 сентября 2013 г. |
N А10-3390/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3390/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В.),
установил:
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 15.05.2012 N АВЗТ-029/4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года решение суда от 22 марта 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), части 8 статьи 37, части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04339, N 04340, N 04341, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 14.08.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, в период с 16 по 20 апреля 2012 года Управлением на основании приказа от 10.04.2012 N АВЗТ-029 проведена плановая выездная проверка в отношении администрации МО "Северо-Байкальский район" по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.05.2012 N АВЗТ-029.
В результате проверки выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами, в том числе установлено, что администрацией Северо-Байкальского района не представлен статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год.
Согласно предписанию от 15.05.2012 администрация обязана в срок до 21.01.2013 представить в установленном порядке статистический отчет 2-ТП (отходы) за 2011 год.
Отказывая администрации в удовлетворении требования о признании предписания от 15.05.2012 недействительным, суды двух инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Исходя из правового смысла и содержания приведенных норм Федерального закона N 89-ФЗ данным законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Названное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 N 709/11.
Материалами дела подтверждено, что в результате хозяйственной деятельности администрации образуются отходы и осуществляется накопление следующих отходов: ртутных ламп - в административном здании в закрытом подсобном помещении в картонной коробке; отходов из выгребных ям жидких - в заглубленной емкости рядом с административным зданием; мусора от бытовых помещений несортированного, смёта с территории, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - в металлическом контейнере на открытой площадке рядом с административным зданием.
При таких условиях суды правомерно посчитали, что администрация обязана была представить в установленном порядке статистический отчёт 2-ТП (отходы) за 2011 год.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация не занимается деятельностью по обращению с отходами, поскольку она возложена на другое юридическое лицо - Комитет по управлению муниципальным хозяйством, не имеет правового значения, поскольку суды установили, что администрация является собственником здания по адресу: п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125 и в процессе хозяйственной деятельности администрации образуются отходы.
Ссылка администрации на то, что сдача статистического отчёта 2-ТП (отходы) за 2011 год с учётом объёма отходов законодательством не предусмотрена, проверена, однако учтена быть не может.
Обязанность администрации представить отчёт по указанной выше форме установлена вступившим в законную силу постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 ноября 2012 года по делу N А10-2375/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N ВАС -15790/12 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
Как следует из материалов приведённого дела, администрация в данном случае является субъектом административного правонарушения, поскольку в процессе деятельности самой администрации образуются отходы производства и потребления, при обращении с которыми были нарушены экологические и санитарно-эпидемиологические требования, в том числе не представлен статистический отчёт по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3390/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.