г. Иркутск |
|
2 октября 2013 г. |
N А19-1494/2013 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 апреля 2013 года по делу N А19-1494/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чемезова Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Смарт" (ОГРН 1053811159071, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, далее - фонд) N 048 005 13 РК 0000308 от 16.01.2013.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что аптечные организации применяют пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а не в отношении всех работников аптечной организации.
Обществом отзыв на кассационную жалобу управления не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили. Фонд заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, фондом в отношении общества проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2012 года.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 06.11.2012 N 04800530008357 и принято решение от 16.01.2013 N 048 005 13 РК 0000308, которым общество привлечено к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в виде штрафа в размере 12 694 рублей 53 копеек; начислены пени в размере 4 144 рублей 43 копеек; предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 66 407 рублей 64 копеек.
Не согласившись с названным решением фонда, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из буквального толкования норм права, на основании которых общество обоснованно применило пониженную ставку при исчислении и уплате страховых взносов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов законными и обоснованными.
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статьи 47 названного Закона).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Как установлено судами, следует из материалов дела и не оспаривается фондом, общество является плательщиком страховых взносов, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 02.11.2011 N ЛО-38-02-000553, а также является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.
В силу части 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, суды пришли к верному выводу, что обществом соблюдены предусмотренные пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах условия применения пониженного тарифа страховых взносов.
Судами признан основанным на неправильном толковании и ошибочном применении норм права довод фонда о том, что установленная пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах пониженная ставка страховых взносов подлежит применению аптечными организациями только в отношении тех работников, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью (которыми получены специальное образование и сертификаты).
Суды правильно исходили из того, что понятие страхователей определено Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования".
Статьей 6 названного закона установлено, что страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Кроме того, судами учтено, что субъекты осуществления фармацевтической деятельности определены пунктом 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, согласно которому такая деятельность осуществляется, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Таким образом, при правильном толковании указанных правовых норм судами сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае фармацевтическую деятельность осуществляет страхователь - общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
При изложенных обстоятельствах вывод судов о правомерности применения обществом пониженной ставки страховых взносов и недоказанности фондом факта занижения сумм страховых взносов к уплате нашел свое подтверждение в материалах дела. Следовательно, судебные акты об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным оспариваемого решения фонда приняты при правильном применении норм действующего законодательства, при полном и всестороннем исследовании доказательств.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 апреля 2013 года по делу N А19-1494/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.