г. Иркутск |
|
10 октября 2013 г. |
N А19-21007/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства труда и занятости Иркутской области Сидоренко Карины Викторовны (доверенность от 05.07.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и занятости Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2013 года по делу N А19-2107/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Леспромторг" (ОГРН 1103850007227, г. Иркутск) (далее - ООО "Леспромторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции (далее - Комиссия) об отказе в привлечении ООО "Леспромторг" иностранных работников в количестве 112 человек на 2013 год, изложенного в письме Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области от 18.07.2012 N 06/1609.
Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2012 года и от 10 января 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, г. Иркутск) и Министерство труда и занятости Иркутской области (ОГРН 1073808028250, г. Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года, заявленные требования удовлетворены. На межведомственную комиссию по вопросам миграции возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Леспромторг" в порядке, установленном Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила N 783).
Министерство труда и занятости Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 5, пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктов 1-3 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ), 7, 9-11, 15 Правил N 783, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности отказа Комиссии в удовлетворении заявки ООО "Леспромторг", ссылаясь на то, что решение Комиссии вынесено с соблюдением порядка рассмотрения заявки ООО "Леспромторг"; комиссия исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Иркутской области; из всех представленных обществом копий документов, содержащих сведения о потребности в работниках, только два заверены Центром занятости населения Осинского района; обществом не предприняты все возможные мероприятия (действия) по поиску работников для заполнения вакантных должностей с учетом внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), Межведомственная комиссия по вопросам миграции, общество, Министерство экономического развития Иркутской области своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Министерства труда и занятости Иркутской области в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Леспромторг" обратилось в Министерство экономического развития Иркутской области (далее - Министерство) с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2013 год, в которой изложило свою потребность в иностранных работниках в количестве 112 человек: рамщики - 96 человек, пилоправы - 12 человек, электромонтажники-наладчики - 4 человека.
10.07.2012 на заседании Комиссии принято решение об отклонении заявки ООО "Леспромторг" на основании подпункта "а" пункта 18 Правил N 783, что отражено в пункте 131 приложения N 3 к протоколу N 4 заседания Комиссии, о чем Министерство проинформировало общество уведомлением от 18.07.2012 N 06/1609. Основанием для отклонения заявки указано наличие возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
ООО "Леспромторг", полагая, что названный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В соответствии со статьей 17 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличение или уменьшение ее размера и установление резерва указанной квоты осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Постановления Правительства Иркутской области от 03.12.2012 N 688-пп, Указом Губернатора Иркутской области от 03.12.2012 N 385-уг "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области" с 18.01.2013 функции по ежегодному определению потребности в привлечении иностранных работников, оценке эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие Иркутской области возложены на Министерство труда и занятости Иркутской области.
На момент уведомления работодателя об отклонении его заявки функции уполномоченного органа были возложены на Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (с 18.01.2013 - Министерство экономического развития Иркутской области).
Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации установлен Правилами N 783, в соответствии с пунктом 2 которых определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
В силу подпункта "а" пункта 18 Правил N 783 основанием для уменьшения объемов привлечения иностранных работников, предусматриваемых работодателями, а также отклонения заявок полностью или частично по решению межведомственных комиссий может являться, в частности наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа осуществляющего публичные полномочия, или должностных лиц надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми решением, действиями (бездействием) законных прав лежит на лице, оспаривающем эти решение, действия (бездействием) (статья 65 Кодекса).
Проанализировав приведенные нормы права и вышеуказанный порядок определения потребности в привлечении иностранных работников, предусмотренный Правилами N 783, учитывая предусмотренные статьями 189, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правила распределения бремени доказывания, суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности Комиссией наличия возможности удовлетворения вышеприведенных потребностей общества в рабочей силе за счет использования национальных трудовых ресурсов, учитывая, что согласно справкам ОГКУ ЦЗН Осинского района от 25.12.2012, от 04.03.2013 варианты подходящих кандидатур для трудоустройства в ООО "Леспромторг" по заявленным вакансиям отсутствуют. Суды приняли во внимание, что между обществом и ОГКУ Центр занятости населения Осинского района заключено соглашение от 16.01.2012 об организации трудоустройства временного и постоянного характера безработных граждан, состоящих на учете по безработице; общество неоднократно представляло в территориальное подразделение Службы занятости Иркутской области сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), то есть работодатель предпринимал зависящие от него меры для удовлетворения потребности в работниках за счет рабочей силы из числа граждан Российской Федерации; Министерство труда и занятости Иркутской области, присутствовавшее в судебном заседании суда первой инстанции, факт представления обществом в территориальное подразделение Службы занятости Иркутской области сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) не опровергло. Судами также учтено заключение Службы занятости населения Иркутской области о том, что заявленный ООО "Леспромторг" объем привлечения иностранных работников не повлияет на уровень безработицы в Иркутской области; то, что Министерство лесного комплекса Иркутской области как отраслевое министерство также согласовывало привлечение иностранных работников в количестве 30 человек; вместе с тем Комиссией не представлены доказательства нецелесообразности привлечения обществом в 2013 году иностранных работников в количестве 112 человек и возможности удовлетворения потребности в работниках за счет рабочей силы из числа граждан Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судебных инстанций о недоказанности в данном случае наличия у Комиссии предусмотренного подпунктом "а" пункта 18 Правил N 783 основания для отклонения заявки ООО "Леспромторг", и не усматривает правовых оснований для переоценки приведённых суждений двух судебных инстанций.
Таким образом, поскольку Межведомственная комиссия по вопросам миграции, как орган, осуществляющий публичные полномочия, не доказала соответствие закону оспариваемого решения, а заявитель представил доказательства нарушения этим решением его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов первой и апелляционной инстанций, не могут быть учтены как не влияющие на правильность этих выводов, не учитывающие приведённые положения статей 189, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и по существу направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 марта 2013 года по делу N А19-2107/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.