г. Иркутск |
|
10 октября 2013 г. |
N А10-3387/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия Груздева Владислава Викторовича (доверенность от 28.02.2013 N 485),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3387/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, п. Нижнеангарск, Северо-Байкальский район Республики Бурятия) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания от 15.05.2012 N АВЗТ-029/6 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ОГРН 1020300982790, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, административный орган) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (далее - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством", Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и пояснениями к ней, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), части 8 статьи 37, части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Администрация как юридическое лицо не занимается деятельностью в области обращения с отходами, поскольку данная деятельность осуществляется МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" как самостоятельным юридическим лицом; указывает, что сырье, материалы, иные товары (продукция), используемые Администрацией при осуществлении управленческой деятельности, приобретает от своего имени Комитет, который осуществляет фактическое распоряжение административным зданием, от его имени заключены договоры на сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций должны были безотносительно к правовым выводам по делу N А10-2475/2012 в рамках настоящего дела определить, обязан ли заявитель осуществлять профессиональную подготовку лица, допущенного к работе с опасными отходами; материалы дела не содержат доказательств, что Администрация осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия и МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Администрации в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Росприроднадзора от 10.04.2012 N АВЗТ-029 должностными лицами административного органа в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая проверка в отношении Администрации по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении Администрацией хозяйственной деятельности по эксплуатации административного здания образуются следующие виды отходов производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности); отходы из выгребных ям жидкие, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (IV класс опасности); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, смёт с территории (V класс опасности).
В числе выявленных нарушений административным органом установлено, что у Администрации отсутствует приказ о назначении лица, допущенного к работе с опасными отходами и прошедшего профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона об отходах.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.05.2012 N АВЗТ-029.
Предписанием Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 15.05.2012 N АВЗТ-029/6 Администрации предписано в срок до 20.11.2012 обеспечить профессиональную подготовку лица, допущенного к работе с опасными отходами.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Республики Бурятия с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание принято уполномоченным лицом, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконной обязанности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 11 Закона об отходах предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Исходя из правового смысла и содержания приведенных норм Закона об отходах данным законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Названное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 N 709/11.
Поскольку Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия установлено и Администрацией не оспаривается, что в результате хозяйственной деятельности Администрации образуются отходы I - IV класса опасности; Администрация не обеспечила профессиональную подготовку лица, допущенного к работе с опасными отходами в Администрации Северо-Байкальского района, суды правомерно посчитали, что требование оспариваемого предписания является законным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Администрация не занимается деятельностью в области обращения с отходами, со ссылкой на то, что данная деятельность осуществляется МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" проверен, однако не может быть учтен судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в реестре муниципального имущества административное здание по адресу: п. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125, указано как объект, собственником которого является администрация МО "Северо-Байкальский район". В связи с этим заявитель кассационной жалобы не опроверг мотивированные выводы судов, о том, что поскольку отходы производства и потребления образуются в процессе хозяйственной деятельности администрации как юридического лица, она является субъектом, обязанным обеспечить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности.
Названный вывод судов подтвержден также вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2012 года по делу N А10-2475/2012, материалами которого установлено, что Администрация в данном случае является субъектом административного правонарушения, поскольку в процессе деятельности Администрации образуются отходы производства и потребления в виде жидких отходов из выгребных ям, мусора от бытовых помещений, отходов бумаги и картона, смета с территории, а также ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок; при обращении с данными отходами были нарушены экологические и санитарно-эпидемиологические требования (в частности не обеспечена профессиональная подготовка лица, допущенного к работе с опасными отходами в Администрации). Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 N ВАС-15790/12 в передаче названного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3387/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.