г. Иркутск |
|
23 октября 2013 г. |
N А74-2766/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Иркутской области Забродиной Юлии Борисовны (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июля 2013 года по делу N А74-2766/2013 (суд первой инстанции - Бова Л.В., Коршунова Т.Г., Парфентьева О.Ю.),
установил:
муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (ОГРН 1021900525030, г. Абакан) (далее - МП "АТС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ОГРН 1021900531510, г. Абакан) (далее - Госкомтарифэнерго Республики Хакасия, регулирующий орган) от 17.12.2012 N 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования город Абакан.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечен прокурор Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июля 2013 года приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17.12.2012 N 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования город Абакан признан несоответствующим Федеральному закону от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" и недействующим.
Госкомтарифэнерго Республики Хакасия обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом пункта 7.6 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ) в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ, пунктов 2, 3 Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 (далее - Основы формирования предельных индексов), пункта 6 статьи 18 проекта Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - проект Закона о бюджете), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не учтено, что оспариваемый приказ от 17.12.2012 N 273-к принят Госкомтарифэнерго Республики Хакасия во исполнение пункта 6 статьи 18 проекта Закона о бюджете, которым предусмотрено, что Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия принимает нормативный акт об ограничении роста платы граждан, проживающих на территории Республики Хакасия; действующим законодательством предусмотрено право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации контролировать вопросы применения предельных индексов изменения платы граждан для муниципального образования, следовательно, законодательством косвенно подразумевается, что такие предельные индексы могут быть установлены на региональном уровне.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в связи с отменой пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ применение Основ формирования предельных индексов для Госкомтарифэнерго Республики Хакасия и, соответственно, исполнение порядка и процедуры рассмотрения предложений органов местного самоуправления не является обязательным; он вправе использовать Положения Основ формирования предельных индексов в части, которые считает необходимыми для принятия нормативного акта об ограничении роста платы граждан, проживающих на территории Республики Хакасия; применение установленных индексов для МП "АТС" означало бы выход на экономически обоснованный тариф по горячему водоснабжению и отоплению для многоквартирных домов с 01.01.2013; в результате у предприятия возникали бы выпадающие доходы только в части отопления индивидуальных домов.
В отзывах на кассационную жалобу МП "АТС" и Прокуратура Республики Хакасия считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, считает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 10 октября 2013 года до 16 октября 2013 года до 15 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Госкомтарифэнерго Республики Хакасия из Администрации города Абакана сопроводительным письмом от 24.08.2012 N 2007 поступил выполненный в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 378 "Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" и приказами Госкомтарифэнерго от 20.06.2011 N 33/1-к "Об установлении системы критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги" и N 33/2-к "Об утверждении методических рекомендаций для расчета показателей критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги" расчет предельного индекса изменения размера платы граждан муниципального образования город Абакан за коммунальные услуги в 2013 году, согласно которому доступным по трем критериям обозначен предельный индекс в размере 1,14 (114 процентов).
17.12.2012 Госкомтарифэнерго Республики Хакасия в соответствии с проектом Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", на основании Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 N 372, издал приказ N 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год", в соответствии с которым предельный максимальный индекс для муниципального образования г. Абакан с 1 января по 30 июня 2013 года установлен в размере 114 процентов, с 1 июля по 30 сентября 2013 года - в размере 100 процентов, с 1 октября по 31 декабря 2013 года - в размере 114 процентов.
Данный приказ зарегистрирован в Государственном правовом комитете Республики Хакасия 23 января 2013 года (регистрационный номер 34) и опубликован в газете "Хакасия" от 02.02.2013 N 18.
МП "АТС", полагая, что указанный приказ Госкомтарифэнерго Республики Хакасия в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования г. Абакан не соответствует Федеральному закону от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ, Основам формирования предельных индексов и нарушает законные интересы предприятия, а именно препятствует получению денежных средств за реализуемый предприятием товар в размере экономически обоснованных тарифов, что влечет за собой возникновение у предприятия убытков, обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, правомерно рассмотрев заявление по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как требование о признании недействующим в части нормативного правового акта, пришел к выводу об отсутствии у Госкомтарифэнерго Республики Хакасия полномочий по установлению предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия после 01.01.2012 ввиду прекращения действия частей 1-7 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ и Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 N 14 (далее - Положение о Госкомитете), предоставляющих регулирующему органу такие полномочия, и недоказанности Госкомтарифэнерго Республики Хакасия соответствия оспариваемого приказа положениям Основ формирования предельных индексов и Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4); обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6).
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ), действовавшей до 01.01.2012, установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей (часть 1). Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы) (часть 1.1). Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (часть 2). Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2.2).
Согласно пункту 3 Основ формирования предельных индексов предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ положения, в том числе частей 2 и 2.2 статьи 4 указанного Закона действовали до 1 января 2012 года, следовательно, с 01.01.2012 положения частей 1-7 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ применению не подлежат.
Полномочия Госкомтарифэнерго Республики Хакасия по установлению предельных индексов именно изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг были закреплены в пункте 2.1.44 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 N 14.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 N 372 указанное Положение признано утратившим силу, утверждено новое Положение о Госкомитете, в котором соответствующие нормы, устанавливающие полномочия по установлению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг, отсутствуют.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством с 1 января 2012 года не предусмотрено право Госкомтарифэнерго Республики Хакасия при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса устанавливать предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Оценивая доводы заявителя кассационной жалобы о том, что упомянутые полномочия предоставлены ему проектом Закона о бюджете, а из положений части 7.6 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что предельные индексы могут быть установлены на региональном уровне, суд кассационной инстанции исходит из следующего. Суд первой инстанции правомерно отклонил эти доводы заявителя, поскольку данный документ имел статус проекта, и указанные в проекте Закона о бюджете полномочия не могли быть делегированы Госкомтарифэнерго Республики Хакасия ввиду отсутствия соответствующих полномочий у субъекта Российской Федерации. Предусмотренное частью 7.6 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ право органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации контролировать вопросы применения предельных индексов изменения платы прямо не наделяет эти органы соответствующими полномочиями по установлению таких индексов на региональном уровне.
Пунктом 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что если арбитражный суд придет к выводу, что оспариваемый акт принят органом (должностным лицом) с нарушением полномочий на издание таких актов, он вправе принять решение о признании оспариваемого акта недействующим без исследования иных обстоятельств по делу, в том числе без проверки содержания оспариваемого акта.
Согласно пункту 12 Основ формирования предельных индексов, которые не были признаны утратившими силу в установленном законом порядке, оценка доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги осуществляется органом местного самоуправления. В случае если орган местного самоуправления пришел к выводу о доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, предложение по установлению соответствующего предельного индекса направляется в орган регулирования субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 15 и 16 Основ формирования предельных индексов при поступлении от органа местного самоуправления предложения по установлению предельного индекса орган регулирования субъекта Российской Федерации осуществляет проверку представленных предложений, расчетов и материалов на предмет их соответствия настоящему документу. В случае если орган регулирования субъекта Российской Федерации пришел к выводу о доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, он принимает решение об установлении предельного индекса. В случае если в результате проверки орган регулирования субъекта Российской Федерации пришел к выводу о недоступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги, указанный орган принимает одно или несколько из решений, предусмотренных пунктом 16 Основ.
После проведения повторной оценки доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги с учетом принятых решений, в том числе согласования с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений, указанных в подпунктах "в" и "г" пункта 13 настоящего документа, орган регулирования субъекта Российской Федерации устанавливает предельный индекс (пункт 17 Основ формирования предельных индексов).
Арбитражным судом Республики Хакасия установлено, что после получения предложения, представленного администрацией города Абакана, орган регулирования субъекта Российской Федерации самостоятельно установил предельный индекс меньше предложения по предельному индексу, представленного муниципальным образованием (предложен предельный индекс в размере 114 процентов на 2013 год), при установлении предельного индекса не соблюдены пункты 16 и 17 Основ. Предельные индексы установлены на основании собственных расчетов Госкомтарифэнерго Республики Хакасия, при этом предложенный муниципальным образованием г. Абакан предельный индекс занижен.
Учитывая, что Основы формирования предельных индексов не были признаны утратившими силу в установленном законом порядке, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в связи с отменой пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ применение Основ формирования предельных индексов для Госкомтарифэнерго Республики Хакасия и, соответственно, исполнение порядка и процедуры рассмотрения предложений органов местного самоуправления не является обязательным, и он вправе использовать положения Основ формирования предельных индексов в части, которые считает необходимыми для принятия нормативного акта об ограничении роста платы граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, являются несостоятельными в правовом отношении.
Таким образом, суд пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что Госкомтарифэнерго Республики Хакасия неправомерно установил предельные максимальные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования город Абакан в отсутствие специальных полномочий.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений суда.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июля 2013 года по делу N А74-2766/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.