г. Иркутск |
|
25 октября 2013 г. |
N А33-9221/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Воробьевой Н.М., Первушиной М.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2012 года по делу N А33-9221/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Баукина Е.А.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Споткай Л.Е., Петровская О.В.),
установил:
Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (ОГРН 1092404001458, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1042400561422, далее - ООО "ЖКХ") и к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Заказчик жилищно-коммунальных услуг" (ОГРН 1082404001668, далее - ООО УК "ЗЖКУ") о:
- признании недействительными торгов по лоту N 2 от 08.06.2011, проведенных посредством открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, от НФС по ул. Школьная возле дома N 9 по ул. Клубная, ул. Строителей, ул. Школьная, ул. Луговая, ул. Новая, ул. Нагорная, ул. Линейная, пер. Молодежный, результаты которых оформлены протоколом от 08.06.2011 N 2/2-КА/2011;
- признании недействительным договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства по лоту N 2 от 21.06.2011 N 24/2011, заключенного организатором торгов - Управлением с победителем торгов - ООО "ЖКХ";
- применении последствия недействительности сделки в виде возврата Управлению имущества, являющегося объектом аренды.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не обоснованно не приняты ссылки истца на отсутствие в извещение о торгах характеристик имущества, отсутствие в протоколе торгов наименования объекта, перечня оборудования и его характеристик.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие. Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в состав муниципальной собственности Березовского района включен объект недвижимости: водопроводные сети, назначение - нежилое, целевое назначение - оказание услуг по водоснабжению, протяженностью 4981 м, инв. N 04:205:002:001252740:0001, лит. 3, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, от НФС по ул. Школьная возле дома N 9 по ул. Клубная, ул. Строителей, ул. Школьная, ул. Луговая, ул. Новая, ул. Нагорная, ул. Линейная, пер. Молодежный. Право муниципальной собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Приказом Управления от 30.03.2011 N 17 принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства Березовского района. Организатором торгов определено Управление.
Названными актами утверждена конкурсная документация, перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в аренду на основании конкурса, в том числе по лоту N 2: водопроводные сети, назначение: нежилое, целевое назначение: оказание услуг по водоснабжению, протяженностью 4981 м, инв. N 04:205:002:001252740:0001, лит. 3, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, от НФС по ул. Школьная возле дома N 9 по ул. Клубная, ул. Строителей, ул. Школьная, ул. Луговая, ул. Новая, ул. Нагорная, ул. Линейная, пер. Молодежный.
Извещение о проведении торгов опубликовано 04.04.2011 на сайте http//torgi.gov.ru. В извещении указан срок аренды - 10 лет, ежемесячный платеж - 4200 рублей, ежегодный платеж 50 400 рублей, размер задатка - 25 200 рублей, общая (начальная) цена за договор - 504 000 рублей. Указана дата окончания приема заявок - 25.05.2011 и дата подведения итогов - 08.06.2011.
В конкурсе приняли участие два претендента - ООО "ЖКХ" и ООО УК "ЗЖКУ".
Согласно протоколу от 08.06.2011 N 2/2-КА/2011 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 040411/0205480/02 от 12.07.2011 победителем конкурса по лоту N 2 признано ООО "ЖКХ". Согласно протоколу участие в торгах кроме победителя принимало также ООО УК "ЗЖКУ".
По результатам конкурса между Управлением (арендодатель) и ООО "ЖКХ" (арендатор) 21.06.2011 подписан договор аренды муниципального имущества коммунального хозяйства с. Зыково по лоту N 2 N 24/2011 (далее - договор), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает следующее муниципальное имущество, коммунального хозяйства: водопроводные сети назначение - нежилое, целевое назначение - оказание услуг по водоснабжению, протяженность 4981 м, инв. N 04:205:002:001252740:0001, лит. 3, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, от НФС по ул. Школьная возле дома N 9 по ул. Клубная, ул. Строителей, ул. Школьная, ул. Луговая, ул. Новая, ул. Нагорная, ул. Линейная, пер. Молодежный.
Целью передачи имущества является содержание и использование (эксплуатация) имущества арендатором для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению потребителям села Зыково коммунальных услуг. Срок аренды определен с 21.06.2011 по 20.06.2021.
По акту арендодатель передал арендатору имущество.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.09.2011.
Полагая, что конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунального хозяйства по лоту N 2 был проведен с нарушением установленных правил, Управление обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказан факт нарушения правил проведения оспариваемых им торгов, кроме того, истцом не доказано, в чем состоит нарушение его прав и охраняемых законом интересов при проведении торгов, организатором которых истец и являлся.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать нарушение закона при проведении торгов и наличие защищаемого права, а также возможность восстановления нарушенного права.
Исходя из содержания частей 1, 3, 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов, перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила проведения торгов N 67).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 статьи 17).
В силу части 4 названной нормы права нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции является, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Оценив размещенную информацию о проведении торгов, протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 08.06.2011 N 2/2-КА/2011, суды обоснованно не усмотрели ограничения конкуренции.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в извещении о торгах перечня оборудования и характеристик имущества, отсутствие в протоколе торгов наименования объекта, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций на основании следующего.
Согласно пункту 31 Правил проведения торгов N 67 извещение о проведении конкурса должно содержать в числе других показателей место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.
На сайте http://torgi.gov.ru опубликовано извещение по лоту N 2 на право заключения договора аренды в отношении имущества: "Водопроводные сети, назначение: нежилое, целевое назначение: оказание услуг по водоснабжению, протяженностью 4981 м, инв. N 04:205:002:001252740:0001, лит. 3, адрес объекта: Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, от НФС по ул. Школьная возле дома N 9 по ул. Клубная, ул. Строителей, ул. Школьная, ул. Луговая, ул. Новая, ул. Нагорная, ул. Линейная, пер. Молодежный".
К заявкам на участие в конкурсе в качестве приложений указаны технико-экономические показатели водопроводных сетей села Зыково, а также объем оказания услуг с использованием имущества, права на которое передаются по договору - 308,89 тыс. куб. м, указанная информация опубликована на сайте http://torgi.gov.ru., а также на официальном сайте муниципального образования Березовский район. С учётом изложенного, характеристики объекта, на право аренды которого проводился конкурс, указанные в извещении, опубликованном на сайте http://torgi.gov.ru, а именно - наименование, целевое назначение, инвентарный номер, местоположение (адрес) однозначно позволяют установить имущество, передаваемое в аренду по лоту N 2.
В соответствии с пунктом 87 Правил проведения торгов N 67 протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе должен содержать сведения о дате, месте, времени проведения оценки и сопоставления заявок, об участниках конкурса, заявки на участие которых были рассмотрены; о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; о принятом решении о присвоении заявкам порядковых номеров, наименование юридических лиц участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Таким образом, указание конкретного наименования объекта по одному из лотов не является обязательной частью протокола.
Поскольку извещение о проведении торгов содержало указание на объект торгов с указанием всех необходимых характеристик объекта, а потенциальный участник торгов имел возможность ознакомится с конкурсной документацией, само по себе указание в размещенном на сайте протоколе торгов только места расположения имущества не могло привести в заблуждение потенциальных участников торгов, а также привести к ограничению участников торгов. Протокол торгов публикуется после их проведения, когда заинтересованным лицам уже была предоставлена возможность ознакомиться с объектами торгов.
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", торги могут быть признаны недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов (в том числе неправильное определение победителя, необоснованный отказ в участии).
Извещение по лоту N 2, опубликованное на сайте http://torgi.gov.ru, имеет ссылку на предмет торгов: на право заключения договора аренды.
Следовательно, не указание в протоколе от 08.06.2011 N 2/2-КА/2011 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе конкретного наименования объекта не является существенным нарушением правил проведения торгов, которое могло бы повлиять на результат торгов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2012 года по делу N А33-9221/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 декабря 2012 года по делу N А33-9221/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.