г. Иркутск |
|
31 октября 2013 г. |
N А19-22245/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Бурковой О.Н., Воробьевой Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ангарского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2013 года по делу N А19-22245/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация Ангарского муниципального образования (ОГРН 1023800526056, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - ответчик, учреждение) со следующими требованиями:
1) установить, что земельный участок с кадастровым номером 38:26:040304:519, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко с разрешенным использованием "с целью строительства объектов социально культурно-бытового назначения и гаражей боксового типа", относится к земельным участкам, вид разрешенного использования которых отнесен к 7 виду (графа 1658), Приложение N 3 постановления от 27.11.2008 N 101пп "О результатах кадастровой оценки земель населенных пиктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп), а именно: "к земельным участкам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической
культуры и спора, культуры, искусства, религии".
2) признать незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного
бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области по внесению в государственный кадастр недвижимости с момента внесения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519, площадью 11256 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко в размере 14 471 163, 84 рублей (удельный показатель 1 285,64 руб. кв.м).
3) обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области с момента включения исключить из государственного кадастра недвижимости: кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519, площадью 11256 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко в размере 14 471 163,84 рублей (удельный показатель 1 285,64 руб. / кв.м).
4) обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519, площадью 11256 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко в размере 20 567 413,44 рублей (удельный показатель 1 827,24 руб./ кв.м).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Иркутская городская общественная организация взаимопомощи инвалидов "КОНТАКТ" (далее - ИГООВИ "КОНТАКТ").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действиями ответчика были нарушены права и законные интересы администрации. При постановке на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 38:26:040304:519 был верно отнесен к 7 виду разрешенного использования. Суды пришли к неправильному выводу о том, что спор идет не о виде разрешенного использования, а о кадастровой стоимости земельного участка, а также что требования об отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования не относится к требованиям об установлении кадастровой стоимости. Рассмотрение судами требований 2,3,4 искового заявления в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является неправомерным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 11 256 кв.м с кадастровым номером 38:26:040304:519, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 16.08.2011.
10.11.2011 между администрацией и ИГООВИИ "КОНТАКТ" заключен договор аренды указанного выше земельного участка N 8737 сроком действия с 10.11.2011 до 16.08.2014, в связи с чем договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 20.02.2012.
Основанием предоставления в аренду спорного земельного участка послужило принятие администрацией постановления от 10.11.2011 N 2097-па "О предоставлении Иркутской городской общественной организации взаимопомощи инвалидов "КОНТАКТ" земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257". В данном постановлении указан вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519 - "для целей строительства объектов социального культурно-бытового назначения и гаражей боксового типа".
При постановке на кадастровый учет земельный участок был отнесен к 7-ой группе видов разрешенного использования, а именно: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (приложение N 2 к постановлению Правительства N101-пп).
Согласно справке ИСОГД N 386/12 в соответствии с градостроительной документацией, действовавшей на момент формирования указанного земельного участка с целью строительства объектов социального культурно-бытового назначения и гаражей боксового типа, участок принадлежал к общественно-деловой (коммерческо-деловой) зоне плана г. Ангарска.
Согласно предпроектной проработке в экспликации зданий и сооружений на проектируемом земельном участке значатся административные здания с гаражами боксового типа (1б, 1в).
ИГООВИ "КОНТАКТ" было выдано разрешение на строительство N RU 38501101-74-2012. В соответствии с данным разрешением, ИГООВИ "КОНТАКТ" было разрешено строительство административно-торгового здания в составе трех блоков и гаражей боксового типа.
ИГООВИ "КОНТАКТ" полагая, что при постановке земельного участка на кадастровый учет кадастровым органом была допущена техническая ошибка и земельному участку была определена неверная кадастровая стоимость, 25.07.2012 обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области с заявлением об исправлении технической ошибки.
21.08.2012 филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области принято решение N 3800/609/12-680 об исправлении технической ошибки, на основании которого в государственном кадастре недвижимости были изменены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519.
Истец считая, что у ответчика отсутствовали законные основания для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519, площадью 11 256 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко в размере 14 471 163, 84 рублей (удельный показатель 1 285, 64 руб. за кв.м), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском (с учетом уточенных требований).
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в том числе, должно учитываться какие объекты находятся на земельном участке в случае из размещения на нем. Настоящий спор не о виде разрешенного использования, как таковом, а о том, куда по кадастровой стоимости был отнесен спорный земельный участок - к какой группе видов разрешенного использования. Заявленные требования не относятся к требованиям об установлении кадастровой стоимости земельного участка. Требования, изложенные истцом в пунктах 2, 3, 4 подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в связи с чем, исковые требования о признании кадастровой стоимости, о признании незаконными действия, об обязании внести изменения, заявлены администрацией Ангарского муниципального образования правомерно.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что результаты кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 постановления).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного и других кадастров.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономически и иные факторы. Данный принцип корреспондирует принципу деления земель по целевому назначению на категории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Отнесение земельных участков к определенным территориальным зонам и правовой режим использования земельных участков в составе таких зон, виды использования земельных участков определяются генеральным планом.
Согласно частям 2, 6 статьи 30, статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной вид разрешенного использования, вспомогательный и условно разрешенный вид использования объектов недвижимости. Любой вид разрешенного использования выбирается лицом, кому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункты 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, как правильно указали суды, из положений указанных статей следует, что вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в том числе, должно учитываться - какие объекты находятся на земельном участке в случае их размещения на нем.
При этом судами учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, согласно которой фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходится со сведениями, внесенными в кадастр.
Следовательно, суды правильно исходили из того, что заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом отнесение земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 постановления Правительства Иркутской области N 101-пп и, тем самым, изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519, площадью 11 256 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 257, в 60 метрах южнее пересечения улицы Декабристов с улицей Радченко в размере 14 471 163, 84 руб. (удельный показатель 1 285, 64 руб. за кв.м).
При изложенных обстоятельствах правильным является вывод судов о том, что настоящий спор не о виде разрешенного использования, как таковом, установленном администрацией Ангарского муниципального образования "для целей строительства объектов социального культурно-бытового назначения и гаражей боксового типа", а о том, куда по кадастровой стоимости был отнесен спорный земельный участок - к какой группе видов разрешенного использования, установленной постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп").
Судами правильно установлено, что настоящее требование об отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования (влияющие на его кадастровую стоимость) не относится к требованиям об установлении кадастровой стоимости земельного участка, заявленным в порядке статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, так как в последнем случае устанавливается размер рыночной стоимости, если лицо желает, чтобы она была указана в государственном кадастре недвижимости вместо кадастровой стоимости. Установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом суды исходили из того, что в настоящем деле заявитель, по сути, не согласился с тем, как сотрудники Кадастровой палаты в рамках возложенных на них законодательством полномочий определили кадастровую стоимость посредством того, что сочли, что спорный земельный участок относится к определенной группе из группы видов разрешенного использования, установленных постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп).
В соответствии с пунктом 1.2. "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее -Методические указания), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляет Кадастровая палата по соответствующему субъекту Российской Федерации в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Пунктом 1.4. Методических указаний установлено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 2.1.3. Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Таким образом, при отнесении земельного участка к конкретной группе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению правительства Иркутской области N 101-пп, и внесении, тем самым, в кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета исходит из формулировки разрешенного использования, установленного органом местного самоуправления.
Следовательно, довод кассационной жалобы о неправильном определении судами предмета рассмотрения признается судом кассационной инстанции ошибочным. При этом заявитель жалобы не учитывает также следующего.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельному участку с кадастровым номером 38:26:040304:519 на основании постановления мэра Ангарского муниципального образования от 14.04.2008 N 778 установлено разрешенное использование "для целей строительства объектов социального культурно-бытового назначения и гаражей боксового типа". Размеры удельных показателей кадастровой стоимости кадастрового квартала 38:26:949394 утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп) (приложение N 2 к постановлению Правительства).
При постановке на кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка определена путем умножения удельного показателя 7 номера видов разрешенного использования, утвержденного постановлением Правительства на площадь земельного участка.
В соответствии с приложением N 2 к постановлению Правительства, к 7 группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, кадастровая стоимость за которые за 1 кв.м составляет 1 827, 24 рубля.
Впоследствии органом кадастрового учета по заявлению ИГООВИ "Контакт" была выявлена техническая ошибка в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка, которая исправлена путем расчета кадастровой стоимости с применением удельного показателя 5 группы видов разрешенного использования земельных участков кадастрового квартала 38:26:040304, утвержденного Правительством Иркутской области - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, кадастровая стоимость за которые за 1 кв.м составляет 1 285, 64 рубля. В этой связи, органом кадастрового учета было принято решение от 21.08.2012 N 3800-609/12-680 и внесены изменения в ГКН в части размера кадастровой стоимости земельного участка.
Суды, исходя из пункта 1 требований истца, учитывая постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, правомерно рассмотрели в порядке искового производства обоснованность отнесения Кадастровой палатой земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования, установленных постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп).
Исследовав и оценив представленные документы о строительстве объектов на спорном земельном участке, суды правильно исходили из того, что спор возник об отнесении земельного участка к следующим группам видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп):
- 5 группа видов разрешенного использования к спорному земельному участку - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Кадастровая стоимость составляет 1 285, 64 руб. за кв.м;
- 7 группа видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Кадастровая стоимость составляет 1 827, 24 руб. за кв.м.
При этом судами учтено, что из формулировки разрешенного использования, установленного администрацией Ангарского муниципального образования, следует, что земельный участок предоставляется и для строительства гаражей боксового типа, что относится к 3 группе видов группы разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Кадастровая стоимость - 1 013, 05 за кв.м.
Согласно Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, предусмотрено (пункт 2.1.16), что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Учитывая, что как минимум половина строящегося здания предназначена для оказания услуг бытового характера, часть здания предназначена под офисы и при этом, также имеются гаражи боксового типа (удельный показатель кадастровой стоимости по данному виду еще ниже), суды правильно установили, что данный земельный участок при постановке на кадастровый учет правомерно и обоснованно отнести к 5 группе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 г. N 277-пп).
Кроме того, судами также принято во внимание, что из представленных Кадастровой палатой документов следует, что с аналогичными видами разрешенного использования, установленных администрацией Ангарского муниципального образования (для строительства объектов социального культурно-бытового назначения и гаражей боксового типа с организацией благоустройства - в частности, земельные участки с кадастровыми номерами 38:26:040304:327 и 38:26:040304:326) также относятся к 5 группе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению, что не вызывает спора у администрации Ангарского муниципального образования по сложившейся практике.
В связи с чем судами сделал обоснованный вывод о том, что требования (сформулированные в пункте 1 заявления об уточнении иска) об отнесении земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению правительства Иркутской области N 101-пп удовлетворению не подлежат на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316.
Требования, изложенные заявителем в пунктах 2, 3, 4 уточненного искового заявления, правомерно рассмотрены судом первой инстанции в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, 15.12.2011 N 12651/11, а также на дело NА33-17809/2011, судебные акты по которому подтверждают позицию заявителя о том, что все требования по настоящему спору должны быть рассмотрены по правилам искового производства, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку указанные дела рассмотрены судами при иных фактических обстоятельствах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом согласно части 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259 и 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления (пункт 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что решение N 3800/609/12-680 в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040304:519 принято органом кадастрового учета 21.08.2012.
ИГООВИИ "Контакт" уведомило администрацию Ангарского муниципального образования о принятом решении в отношении спорного земельного участка - 24.08.2012.
Таким образом, заявитель узнал о совершении действий нарушающих, по его мнению, права 24.08.2012, что им самим не отрицается, получив заявление ИГООВИИ "Контакт" с требованием на основании исправленных новых данных о кадастровой стоимости и виде разрешенного использования земельного участка, рассчитать арендную плату по договору аренды земельного участка N 8737 от 10.11.2011 с начала срока аренды (с 10.11.2011) в соответствии с действующим законодательством, о чем подготовить дополнительное соглашение к договору.
С момента уведомления заявителя об исправлении огранном кадастрового учета технической ошибки (24.08.2012) до момента обращения в арбитражный суд (10.12.2012) прошло более трех месяцев, следовательно, судами правильно установлено, что трехмесячный срок для обжалования действий органа кадастрового учета истек, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока администрацией Ангарского муниципального образования заявлено не было.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что заявитель утратил право на совершение процессуальных действий, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в связи с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, суды исследовали материалы дела по существу при рассмотрении требования N 1, заявленного в исковом производстве, и установили, что в соответствии с действующим законодательством к полномочиям Кадастровой палаты отнесено ведение государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата").
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что уполномоченные сотрудники Кадастровой палаты при определении кадастровой стоимости земельного участка посредством отнесения земельного участка к той или иной графе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению, исходя из конкретного вида разрешенного использования земельного участка, учитывают сложившуюся практику.
При этом суды исходили из того, что корректная формулировка видов разрешенного использования с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации N 101-пп от 27.11.2008 (в ред. Постановления Правительства N 277-пп от 08.11.2010) направлена на исключение возникновения разногласий при определении кадастровой стоимости согласно постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
При определении кадастровой стоимости земельного участка орган кадастрового учета исходит из формулировки разрешенного использования, установленного органом местного самоуправления.
Таким образом, Кадастровая палата при определении удельного показателя кадастровой стоимости может руководствоваться только наименованием вида разрешенного использования, а не фактическими работами по строительству объекта.
Поскольку заявителем пропущен срок на обжалование действий органа кадастрового учета (пункт 2 требований), пропуск срока на обжалование по части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Уточенные требования, изложенные администрацией Ангарского муниципального образования в пунктах 3, 4 искового заявления являются вытекающими из пункта 1 - об отнесении спорного земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования, и пункта 2 - в котором заявитель просит признать незаконными действия органа кадастрового учета (в качестве последствий признания действий органа кадастрового учета незаконными), судами правомерно отказано в их удовлетворении в силу отказа в удовлетворении требований, изложенных в пунктах 1, 2 уточненного искового заявления.
При таких установленных обстоятельствах суды, учитывая недоказанность истцом наличия оснований для отнесения спорного земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования, установленных в приложении N 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 28.11.2010 N 277-пп), а также недоказанность нарушения органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка соответствующих норм материального права, сделали правомерный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2013 года по делу N А19-22245/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.