г. Иркутск |
|
6 ноября 2013 г. |
N А19-5209/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Шаткус Ирины Николаевны (доверенность от 14.10.2013), Федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области" Штефана Василия Александровича (доверенность от 12.03.2012 N 369),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2013 года по делу N А19-5209/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области" (далее - учреждение, ОГРН 1083808012716, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Управление Росимущества, ОГРН 1103850013772, г. Иркутск) от 26.03.2013 N ЕШ-9/3273.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Росимущества от 26.03.2013 N ЕШ-9/3273 признано несоответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", Положению об особенностях списания федерального имущества, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
Суд первой инстанции обязал Управление Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2013 года решение суда от 17 июня 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, решения по вопросам списания указанного федерального имущества принимаются, в данном случае МЧС России, в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, федеральных казенных предприятий. Согласованные с главным распорядителем документы по выбытию (списанию) основных средств направляются в территориальный орган Росимущества для принятия окончательного решения.
В связи с тем, что Центром ГИМС представлены акты о списании основных средств от 21.04.2011, а "Перечень техники (материальных средств) подлежащих списанию в 2009 году" от 22.12.2009, Территориальное управление приняло оспариваемое решение.
Заявитель жалобы считает выводы судов необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель учреждения считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, учреждение с целью исключения объектов недвижимости катеров 1988 года постройки - АМУР-2 6565 (РНФИ П14400000097), АМУР-М 2410 (РНФИ П14400000098), АМУР-Д 5490 (РНФИ П14400000099)) из реестра Федерального имущества в связи со списанием по истечении установленных сроков эксплуатации, непригодностью к дальнейшему использованию, экономической нецелесообразностью ремонта, представило в Росимущество следующие документы:
1. Акт о списании объектов основных средств от 21.04.2011 N 1,
2. Акт о списании объектов основных средств от 21.04.2011 N 2,
3. Акт о списании объектов основных средств от 21.04.2011 N 3,
4. Приказ начальника учреждения от 21.04.2011 N 88 "О списании катеров Амур с баланса Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области",
5. Инвентарные карточки с отметкой о снятии с учета от 21.04.2011,
6. Перечень техники (материальных средств) Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области, подлежащих списанию в 2009 году, от 22.12.2009 N 8-3-38 (согласования МЧС России).
Управление Росимущества по результатам рассмотрения указанных документов 26.03.2013 приняло решение об отказе в заверении записей о прекращении права собственности, мотивируя тем, что в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 необходимо представить согласование МЧС России о списании объектов на дату, соответствующую дате утверждения актов о списании.
Полагая, что оспариваемым решением об отказе в исключении объектов недвижимости из реестра федерального имущества нарушаются права и законные интересы учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии решения от 26.03.2013 N ЕШ-9/3273 постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", Положению об особенностях списания федерального имущества, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что правовым основанием для принятия решения о признании оспариваемого бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение) определены особенности списания федерального имущества, в том числе основания для списания федерального имущества, необходимость и порядок согласования списания недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Согласно пункту 2 Положения под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
В силу пункта 3 Положения решение о списании федерального имущества принимается, в том числе в случае, если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа.
На основании пункта 6 Положения постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества, а также устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с пунктом 3 Положения.
Пунктом 10 Положения установлено, что оформление комиссией акта о списании утверждается руководителем организации только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация, в установленном порядке.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, а также порядок утверждения акта списания в соответствии с пунктами 6 и 10 Положения утверждают федеральные органы исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.
Иной порядок списания федерального недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрен.
Данное разъяснение дано Министерством экономического развития Российской Федерации от 19.09.2011 N Д08-3702.
Как установлено судами, в спорный период времени действовал Временный порядок подготовки документов на списание пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств, утвержденный приказом МЧС России N 35 от 25.01.2006.
Согласно указанному Порядку, перечень техники (материальных средств), подлежащих списанию, оформляется в трех экземплярах, подписывается должностными лицами ГУ МЧС России по Иркутской области, после чего перечень подписывается должностными лицами Сибирского регионального центра МЧС России, и направляется на согласование в соответствующий орган МЧС России. В вышестоящем органе перечни рассматриваются в месячный срок со дня поступления.
В силу положений пункта 10 Положения, акт о списании объекта подлежит утверждению руководителем Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области именно после согласования с МЧС России, а не одновременно, как того требует Росимущество.
Материалами дела установлено, что перечень техники (материальных средств) Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области, подлежащих списанию в 2009 году от 22.12.2009 N 8-3-38 был подписан начальником Сибирского регионального центра МЧС России 19.05.2009, а согласован директором Департамента тыла и вооружения МЧС России указанный перечень 22.12.2009.
Акты о списании объекта основных средств утверждены начальником Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области 21.04.2011, то есть после согласования, в соответствии с Временным порядком подготовки документов на списание, пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств, утвержденным приказом МЧС России N 35 от 25.01.2006.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что соответствие даты согласования с датой утверждения актов о списании объективно невозможно.
С учетом изложенного, выводы судов о несоответствии решения от 26.03.2013 N ЕШ-9/3273 постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", Положению об особенностях списания федерального имущества, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", являются правильными.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, не влияют на правильность принятых судебных актов по существу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушения либо неправильного применения по данному делу норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июня 2013 года по делу N А19-5209/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.