г. Иркутск |
|
5 марта 2013 г. |
N А19-13686/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации г. Иркутска Пилипенко Елены Владимировны (доверенность от 26.12.2012 N 059-72-1058/12), общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Сибстройкомплект" Пешковой Елены Анатольевны (доверенность от 10.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2012 года по делу N А19-13686/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Колосов В.И., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН 105380813068, г. Иркутск) (далее - Служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения от 27.04.2012 N 944-02-000215/12 администрации г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск) (далее - администрация) "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Пискунова".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Винокурова Ирина Владиславовна (далее - Винокурова И.В.), общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Сибстройкомплект" (ОГРН 1113850019579, г. Иркутск) (далее - ООО "СК "Сибстройкомплект").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 7, пункта 8 статьи 18, статей 35, 60, 64 Федерального закона от 25.06.2001 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), статьи 2, части 12 статьи 35, статьи 36, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 94, пунктов 1, 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушения статей 15, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод судов о недоказанности службой нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов граждан или юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ссылаясь на то, что требования направлены на защиту публичных интересов неопределенного круга лиц в сфере охраны объектов культурного наследия, а также, что оспариваемый акт нарушает права ООО "СК "Сибстройкомплект" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899 утвержден с нарушением действующего законодательства об охране памятников истории и культурного наследия и с нарушением процедуры его согласования; объект культурного наследия - "Комплекс построек Военного ведомства, т.н. Красные казармы" включен в "Список вновь выявленных объектов культурного наследия", учетная карточка оформлена в соответствии с Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203; процедура переоформления документов, необходимых для включения названного объекта культурного наследия, расположенного на спорном земельном участке, в реестр объектов культурного наследия, не завершена; указанный в градостроительном плане вид разрешенного использования земельного участка - "зона общественного, делового и коммерческого назначения и рекреационная зона - парков, скверов, бульваров (многоквартирные дома с подземной автостоянкой)" не соответствует требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия и устанавливает незаконный правовой режим; здание, расположенное по адресу:
ул. Пискунова, 138 (казарма N 39) является лишь частью названного объекта культурного наследия, утрата части памятника не влечет снятия статуса объекта культурного наследия, подлежащего государственной охране, и границы территории, на которой он расположен, не изменяются.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что в нарушение статьи 60 Закона об объектах культурного наследия и статьи 15.2 Закона Иркутской области от 23.07.2008 N 57-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области" оспариваемое распоряжение администрации на согласование в службу не поступало.
В отзыве на кассационную жалобу администрация и ООО "СК "Сибстройкомплект" считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела. Администрация ссылается на преюдициальное значение обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2012 по делу N А19-10895/2012.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет). Служба и Винокурова И.В. своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители администрации и ООО "СК "Сибстройкомплект" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Сводный список вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность на 01.01.2000 г. включен объект - "Комплекс построек Военного ведомства, т.н. Красные казармы" 1910-е гг. из четырех построек (Советская 5-я ул. 140 (N N 39, 40, 61, 62) (регистр N 650).
Приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 04.09.2007 N 55-спр в Сводный список вновь выявленных объектов г. Иркутска, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, 2000 г., внесены изменения: здание N 40 по ул. Советская 5-я, 140 исключено.
Распоряжением Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области N 40-спр от 29.06.2010 в указанный Список в графу "адрес" внесены изменения: адрес "ул. Советская 5-я, 140 (N 39)" заменен на адрес "ул. Пискунова, 138 лит. А"; адрес "ул. Советская 5-я, 140 (N 61)" заменен на адрес "ул. Пискунова, 146/2 лит. 4 Б"; адрес "ул. Советская 5-я, 140 (N 62)" заменен на адрес "ул. Пискунова, 146/61 лит. М"; а также внесены изменения в адрес исключенного из Сводного списка объекта: адрес "ул. Советская 5-я, 140 (N 40)" заменен на адрес "ул. Пискунова, 138 лит. В".
На основании договора купли-продажи недвижимости от 18.06.2009, заключенного с администрацией г. Иркутска, Винокурова И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по адресу: ул. Пискунова, д. 138, площадью 17 760 кв. м под эксплуатацию нежилого здания казармы в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.04.2012 N 01/017/2012-810, от 12.07.2012 N 01/049/2012-259 назначение земельного участка - земли населенных пунктов, многоквартирные дома с подземной автостоянкой; объекты недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Пискунова, 138, отсутствуют, ограничений (обременений) прав не зарегистрировано, правопритязания отсутствуют.
27.04.2012 заместителем мэра г. Иркутска вынесено распоряжение N 944-02-000215/12 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Пискунова". Согласно градостроительному плану (приложение N 1 к распоряжению от 27.04.2012 N 944-02-000215/12), подготовленному на основании заявления Винокуровой И.В., в границах земельного участка отсутствуют объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Служба на основании подпункта 47 пункта 7 Положения о службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 N 31-пп, обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением, полагая, что распоряжение заместителя мэра г. Иркутска от 27.04.2012 N 944-02-000215/12 не соответствует действующему законодательству и нарушает права неограниченного круга лиц в сфере охраны объектов культурного наследия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности службой нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов граждан или юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на них каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что служба не представила доказательства наличия объекта культурного наследия - "Комплекса построек Военного ведомства, т.н. Красные казармы" на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Пискунова, 138 на момент выдачи градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением N 944-02-000215/12 от 27.04.2012, в связи с чем не доказала факт нарушения прав неограниченного круга лиц.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения службы в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации г. Иркутска, которым был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Пискунова, послужило то, что на указанном земельном участке, по мнению службы, расположен объект культурного наследия - "Комплекс построек Военного ведомства, т.н. Красные казармы".
По смыслу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, с учетом требований сохранения объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (часть 1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2). В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия (пункт 6 части 3).
Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, в виде отдельного документа установлен Положением о порядке подготовки, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра г. Иркутска от 11.12.2007 N 031-06-2539/7 (далее - Положение).
Подпунктом 2.1.8 пункта 2 Положения предусмотрено, что при наличии в границах земельного участка одного или нескольких объектов, отнесенных к объектам культурного наследия, включенным в реестр, в соответствии со статье 64 Закона об объектах культурного наследия, или когда-либо обладавших статусом выявленного объекта культурного наследия: в случае если перечисленные объекты на момент подачи заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка занесены в реестр, заявителем в отношении каждого из таких объектов представляется выданная соответствующим органом охраны объектов культурного наследия информация из реестра об историческом назначении объекта культурного наследия, наименовании органа государственной власти, принявшего решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр, наименовании нормативного правового акта, дате и номере его принятия, регистрационном номере и дате постановки на учет в реестр; в случае если перечисленные объекты на момент подачи заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка не занесены в реестр, заявителем представляется выданная соответствующим органом охраны объектов культурного наследия информация, подтверждающая отсутствие в границах земельного участка объектов, занесенных в реестр.
Согласно пункту 2.4 Положения основаниями для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка являются: несоответствие документов, представленных заявителем, требованиям действующего законодательства; наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о выдаче градостроительного плана, объекта(ов) капитального строительства, частично расположенного(ых) за пределами границ данного земельного участка; наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о выдаче градостроительного плана, объекта(ов) капитального строительства, вид разрешенного использования которого(ых) не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка.
В соответствии со статьями 3, 4 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Под объектами культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, формирование и ведение реестра; контроль за состоянием объектов культурного наследия (статья 33 Закона об объектах культурного наследия).
В силу частей 3, 4 названного Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.
Исследовав по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности службой наличия на территории земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Пискунова, 138, объекта культурного наследия - "Комплекс построек Военного ведомства, т.н. Красные казармы" на момент выдачи градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением N 944-02-000215/12 от 27.04.2012. Судом апелляционной инстанции установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения об объектах недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:899, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Пискунова, 138, и зарегистрированных ограничений прав; согласно акту обследования Областного центра технической инвентаризации - Областного БТИ от 09.11.2011 на данном земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения; в материалы дела не представлено охранное обязательство по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, обязательное оформление которого предусмотрено статьей 48 Закона об объектах культурного наследия, в связи с чем суд признал недоказанным факт нарушения оспариваемым актом прав неограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания недействительным оспариваемого распоряжения администрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что процедура переоформления документов, необходимых для включения названного объекта культурного наследия, расположенного на спорном земельном участке, в реестр объектов культурного наследия, не завершена, не подтвержден материалами дела.
Учитывая отсутствие на спорном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:899 объекта культурного наследия, довод заявителя кассационной жалобы о необходимости согласования проекта градостроительного плана со службой, является несостоятельным.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть учтены как не влияющие на правильность названного вывода суда апелляционной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки приведённых выводов судов.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2012 года по делу N А19-13686/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.