г. Иркутск |
|
10 декабря 2013 г. |
N А33-415/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Железняк Е.В., секретаря судебного заседания Ефименко А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сегодняшняя газета - ХХI век" Непомнящего Александра Владимировича (на основании приказа от 24.08.2009 N 1 и решения от 24.08.2009 N 1-09), представителя общества с ограниченной ответственностью "Сегодняшняя газета - ХХI век" Юденко Вячеслава Анатольевича (доверенность от 02.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2013 года по делу N А33-415/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Колесникова Г.А., Шошин П.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сегодняшняя Газета - XXI век" (ОГРН 1092468036110) (далее - ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (ОГРН 1022402655758), Департаменту муниципального заказа администрации г. Красноярска ОГРН 1072468020503) (далее - ДМЗ администрации г. Красноярска) об оспаривании действий по проведению конкурса.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 года возбуждено производство по делу А33-415/2013.
ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального заказа администрации города Красноярска, обществу с ограниченной ответственностью "Фридом" (далее - ООО "Фридом", ОГРН 1112468055820) об оспаривании торгов и признании недействительным муниципального контракта.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01 апреля 2013 возбуждено производство по делу А33-4495/2013.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05 апреля 2013 года дела N А33-415/2013 и N А33-4495/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения (дело N А33-415/2013).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965) (далее - Красноярское УФАС России).
С учетом уточнения требований предметом спора является требование о признании недействительным открытого конкурса на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов в периодических печатных изданиях, на телевидении, радио и на сайтах информационных агентств в рамках городской целевой программы "Безопасность дорожного движения в городе Красноярске" в 2013 году (уполномоченный орган - ДМЗ администрации г. Красноярска) и требование о признании недействительным муниципального контракта на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов в периодических изданиях, на телевидении, радио и на сайтах информационных агентств в рамках городской целевой программы "Безопасность дорожного движения в городе Красноярске" в 2013 году (зарегистрирован в администрации г. Красноярска от 25.02.2013 N 16-23), заключенного между администрацией города Красноярска и ООО "Фридом".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2013 года требования удовлетворены. Открытый конкурс на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов в периодических печатных изданиях, на телевидении, радио и на сайтах информационных агентств в рамках городской целевой программы "Безопасность дорожного движения в городе Красноярске" в 2013 году признан недействительным.
Муниципальный контракт на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов в периодических изданиях, на телевидении, радио и на сайтах информационных агентств в рамках городской целевой программы "Безопасность дорожного движения в городе Красноярске" в 2013 году (зарегистрирован в администрации г. Красноярска за N 16-23 от 25.02.2013), заключенный между администрацией города Красноярска и ООО "Фридом," также признан недействительным.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2013 года решение суда от 27 мая 2013 года оставлено без изменения.
Администрация города Красноярска, не согласившись с судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества считает решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом - ДМЗ администрации г. Красноярска (заказчиком) 22.11.2012 на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0119300019812004149 о проведении открытого конкурса на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов в периодических печатных изданиях, на телевидении, радио и на сайтах информационных агентств в рамках городской целевой программы "Безопасность дорожного движения в городе Красноярске" в 2013 году, назначены сроки предоставления документации - до 24.12.2012, вскрытия конвертов - 24.12.2012, рассмотрения заявок - 27.12.2012, подведение итогов - 28.12.2012.
Согласно протоколу от 24.12.2012 вскрыт среди прочих конверт с заявкой ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век".
Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 27.12.2012 ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век" не допущено к участию в конкурсе на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) (в связи с наличием в представленных участником размещения заказа документах недостоверных сведений в части указанных наименований средств массовой информации (радиоканал "FM 99.1"), согласно приложению N 1, 2 конкурсной документации).
29 декабря 2012 года ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век" обратилось с жалобой в Красноярское УФАС России.
В связи с принятием заказчиком - администрацией города Красноярска решения о внесении изменений в конкурсную документацию открытого конкурса единая комиссия приняла решение отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 27.12.2012 и не подводить итоги открытого конкурса (протокол от 09.01.2013)
Решением Красноярского УФАС России от 17.01.2013 N 1 рассмотрение жалобы прекращено в связи с отменой протокола от 27.12.2012.
09.01.2013 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в редакции от 09.01.2013 N 2. Указаны сроки предоставления документации - с 22.11.2012 по 31.01.2013, вскрытия конвертов - 31.01.2013, рассмотрения заявок - 04.02.2013, подведения итогов конкурса - 05.02.2013.
Согласно протоколу от 30.01.2013 вскрыт среди прочих конверт с заявкой ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век".
Протоколом от 04.02.2013 ООО "Сегодняшняя Газета - XXI век" отказано в допуске к участию в конкурсе на основании пунктов 1, 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов в связи:
- с наличием в представленных участником размещения заказа документах недостоверных сведений в части указанных наименований средств массовой информации (радиоканал "FM 99.1" - не зарегистрирован как СМИ, "7 канал" - не является телеканалом);
- несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям разделов 13, 23 и приложений 1, 2 к конкурсной документации в части предложенных критериев оценки заявок на участие в конкурсе (заявка на участие в открытом конкурсе подана без учета внесенных изменений в конкурсную документацию).
Протоколом от 05.02.2013 победителем конкурса признано ООО "Фридом".
Муниципальный контракт от 25.02.2013 N 16-23 на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов в периодических изданиях, на телевидении, радио и на сайтах информационных агентств в рамках городской целевой программы "Безопасность дорожного движения в городе Красноярске" в 2013 году) заключен между администрацией города Красноярска и ООО "Фридом".
Общество, полагая, что торги проведены с нарушением закона, нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что торги, проведены с нарушением части 3 статьи 24 Закона о размещении заказов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о размещении заказа, размещение заказов может осуществляться, в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказа под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Из части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов следует, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22 Закона о размещении заказов).
Согласно статье 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 этого Закона (часть 1); на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов.
В статье 28 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявки на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (части 8, 9 статьи 28 Закона о размещении заказов).
Частью 3 статьи 24 Закона о размещении заказов предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию.
Как следует из материалов дела, ДМЗ администрации города Красноярска 22.11.2012 на официальном сайте в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) размещена информация о проведении открытого конкурса (извещение N 0119300019812004149). Указаны сроки предоставления документации до 24.12.2012, вскрытия конвертов - 24.12.2012, рассмотрения заявок - 27.12.2012, подведение итогов - 28.12.2012.
Таким образом, согласно извещению от 22.11.2012 датой окончания срока подачи заявок указано 24.12.2012, значит, изменения могли быть внесены не позднее чем за пять дней до 24.12.2012.
09.01.2013 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в редакции от 09.01.2013 N 2. Изменены, в том числе сроки вскрытия конвертов - 31.01.2013, рассмотрения заявок - 04.02.2013, подведения итогов конкурса - 05.02.2013. В документацию открытого конкурса также внесены изменения в части требований к качеству услуг, критериев оценки заявок.
Фактически изменения внесены 09.01.2013.
При этом судами сделан правильный вывод о том, что внесенные в документацию открытого конкурса изменения, являются существенными, так как конкурсная документация устанавливает новые требования к качеству услуг, устанавливает иные критерии оценки заявок, новый порядок оценки заявок.
Следовательно, имеет место нарушение части 3 статьи 24 Закона о размещении заказов.
С учетом изложенного вывод судов о том, что торги проведены с нарушением правил, установленных Законом о размещении заказов, является правильным.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В этой связи суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2013 года по делу N А33-415/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.