г. Иркутск |
|
28 февраля 2013 г. |
N А19-14870/09 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Зуева А.О., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ткач Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр" о присуждении 28 026 рублей 64 копеек компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года по делу N А19-14870/09-7,
установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года по настоящему делу с муниципального учреждения здравоохранения "Братская центральная районная больница" в пользу закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр" (далее - Общество) взыскано 123 894 рубля 10 копеек долга, 10 000 пени и 500 рублей судебных расходов. Указанный судебный акт вступил в законную силу.
25.05.2010 исполнительный лист серии АС N 000501920, выданный арбитражным судом, предъявлен к исполнению Обществом в Финансовое управление администрации муниципального образования "Братский район" (далее - Управление, финансовый орган) и последним не исполнен.
В связи с длительным неисполнение финансовым органом исполнительного документа общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с заявлением присуждении 28 026 рублей 64 копеек компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года по настоящему делу в разумный срок.
Финансовый орган заявленное требования не признал, в возражениях на заявление указал, что продолжительность неисполнения судебного акта связана со следующим: должник самостоятельно не обращался к главному распорядителю бюджетных средств о выделении ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств, ответчик - медицинское учреждение передано из муниципальной собственности муниципального образования в государственную собственность Иркутской области.
22.01.2013 исполнительный лист, предъявленный к исполнению в Управление, возвращен взыскателю.
Заявитель, заинтересованное лицо, иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения заявления извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако в суд не явились и не направили своих представителей, что в силу части 3 статьи 156 того же Кодекса не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
До начала судебного заседания от заявителя и заинтересованных лиц в суд поступили ходатайства о рассмотрении заявления в отсутствие их представителей.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок рассматривается в порядке, установленном главой 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает заявление Общества подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принцип обязательности исполнения судебных актов предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8893/10, от 18.10.2011 N 5558/11).
Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок и предполагает необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12826/11).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), частью 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица при нарушении их прав на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года по настоящему делу предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - бюджета муниципального образования Российской Федерации, следовательно, Общество правомерно обратилось в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о компенсации и части 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 6 статьи 242.2) и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений (пункт 7 статьи 242.4).
В пункте 43 постановления от 23.12.2010 N 30/64 разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что исполнительный лист серии АС N 000501920 предъявлен к исполнению 25.05.2010 (срок его исполнения истек 25.08.2010), на момент обращения с заявлением о присуждении компенсации производство по исполнению решения суда первой инстанции от 16 сентября 2009 года не окончено, в суд кассационной инстанции с настоящим заявлением Общество обратилось 30.11.2012.
Таким образом, предусмотренные законодательством условия, определяющие срок для обращения с заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, обществом соблюдены.
Судебный акт не исполнен по причинам, не зависящим от взыскателя. Управление не оспаривает обстоятельства неисполнения муниципальным образованием до настоящего времени судебного акта.
Исходя из положений части 3 статьи 6.1, пункта 4 статьи 222.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общая продолжительность неисполнения судебного акта по настоящему делу на дату возврата исполнительного листа составляет 1 год 4 месяца 28 дней (с 25.08.2010 по 22.01.2013), на день предъявления заявления - 1 год 3 месяца 5 дней (с 25.08.2010 по 30.11.2012).
При определении разумного срока исполнения судебного акта Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 5 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основываясь на критериях установленных частью 3 данной статьи, приходит к выводу о нарушении разумного срока на исполнении судебного акта в связи со следующим.
Заявителю решением суда была присуждена денежная сумма. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок исполнения решений суда об обращении взыскания на средства казны Российской Федерации, в частности, детально регламентированы действия государственных органов, которые должны быть совершены при отсутствии на счетах денежных средств. При этом законодательно закреплено, что для осуществления необходимых действий достаточно 3-х месяцев.
По данному делу указанный срок превышен более, чем в 4 раза, что не может быть признано разумным.
При рассмотрении вопроса о достаточности и эффективности осуществляемых финансовым органом в целях своевременного исполнения судебного акта действий Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа установил, что Управление никаких действий по исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года не осуществлял.
Кроме того, на дату рассмотрения настоящего заявления финансовый орган незаконно возвратил исполнительный лист взыскателю.
Следовательно, имеются основания для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Общество заявило требование о взыскании компенсации в размере 28 026 рублей 0 копеек, определив ее размер исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России по состоянию на 20.11.2012.
При определении размера компенсации, подлежащей выплате Обществу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа исходит из следующих факторов: общая продолжительность неисполнения судебного акта составляет 1 год 3 месяца 5 дней, неполученная денежная сумма не использовалась в обороте в течение указанного времени, соответственно, не приносила Обществу прибыли.
Учитывая принципы разумности, справедливости и практику Европейского суда по правам человека (постановления от 7 мая 2002 года по делу "Бурдов против России", от 21 июня 2007 года по делу "Придатченко и другие против Российской Федерации", от 12 июня 2008 года по делу "Марокко против Российской Федерации"), Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает возможным определить сумму компенсации, подлежащую присуждению, в размере 20 000 рублей.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Для исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года исполнительный документ предъявлялся в Управление, что им не опровергается. Управление указано заявителем как распорядитель бюджета муниципального образования "Братский район".
Поскольку доказательств того, что составление и организацию исполнения бюджета муниципального образования "Братский район" осуществляет иной орган, в материалы дела не представлены, судебное решение о присуждении компенсации по настоящему спору подлежит исполнению Финансовым управлением администрации муниципального образования "Братский район".
Довод финансового органа о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с дефицитом бюджета муниципального района, несовершением самим должником действий по обращению к главному распорядителю бюджетных средств о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств, а также передачей ответчика (медицинское учреждение) из муниципальной собственности муниципального образования в государственную собственность Иркутской области не имеет юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Указанный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 39, 40 постановления N 30/64, и практике Европейского суда по правам человека, изложенной в постановлениях от 14.06.2005 по делу "Русатоммет против Российской Федерации", от 24.02.2005 по делу "Плотниковы против Российской Федерации", от 18.11.2004 по делу "Вассерман против Российской Федерации", от 24.02.2005 по делу "Кольцов против Российской Федерации", от 29.09.2005 по делу "Рейнбах против Российской Федерации".
При этом судом также установлено, что указанное нарушение вызвано причинами, не зависящими от самого заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
РЕШИЛ:
Заявление закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр" (ОГРН 1025403198732, место нахождения: г. Новосибирск) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2009 года по делу N А19-14870/09 в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления администрации муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1023802318759, место нахождение: г. Братск Иркутской области) за счет средств бюджета муниципального образования "Братский район" в пользу закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр" 20 000 рублей компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Обязать Финансовое управление администрации муниципального образования "Братский район" перечислить взысканные денежные средства на расчетный счет закрытого акционерного общества "Сибирский энергетический научно-технический центр" Иркутского отделения N 8586 Байкальского банка Сбербанка России г. Иркутска - 40702810418090102233, к/с 30101810900000000607, БИК 042520607, ИНН 5407103263, КПП 380502001.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
А.О. Зуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод финансового органа о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с дефицитом бюджета муниципального района, несовершением самим должником действий по обращению к главному распорядителю бюджетных средств о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств, а также передачей ответчика (медицинское учреждение) из муниципальной собственности муниципального образования в государственную собственность Иркутской области не имеет юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Указанный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пунктах 39, 40 постановления N 30/64, и практике Европейского суда по правам человека, изложенной в постановлениях от 14.06.2005 по делу "Русатоммет против Российской Федерации", от 24.02.2005 по делу "Плотниковы против Российской Федерации", от 18.11.2004 по делу "Вассерман против Российской Федерации", от 24.02.2005 по делу "Кольцов против Российской Федерации", от 29.09.2005 по делу "Рейнбах против Российской Федерации"."
Решение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2013 г. N Ф02-6037/12 по делу N А19-14870/2009
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2013 Решение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6037/12