г. Иркутск |
|
25 декабря 2013 г. |
N А10-633/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белякович Е.В.,
при участии в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ, управления архитектуры и градостроительства администрации города Улан-Удэ Бадмаевой Билигмы Ринчиновны (доверенность N 46 от 17.06.2013, доверенность N 442 от 23.08.2013 соответственно),
при участии в судебном заседании, находясь в Федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа, представителя дачного некоммерческого товарищества "Кедровик" Исхакова Андрея Александровича (доверенность от 03.04.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июля 2013 года по делу N А10-633/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мархаева Г.Д-С.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Ячменёв Г.Г.),
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Кедровик" (ОГРН 1080326009246, место нахождения - г. Улан-Удэ; далее - товарищество, ДНТ "Кедровик") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа комитета по управлению имуществом и землепользования города Улан-Удэ (далее - комитет) в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 300 000 кв. м, местоположение которого г. Улан-Удэ, Октябрьский район, п. Таежный, кадастровый квартал 03:24:031601, 03:24:031608, 03:24:031607, 03:24:031609, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление архитектуры и градостроительства города Улан-Удэ (далее - управление), дачное некоммерческое товарищество "Патриот" (ОГРН 1120327002443, место нахождения - г. Улан-Удэ; далее - ДНТ "Патриот").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно возложена на комитет обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, поскольку решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 N 690-57 соответствующие полномочия переданы комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ; заявление товарищества об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка подано с нарушением процедуры предоставления земельного участка.
В представленном в суд отзыве на кассационную жалобу товарищество против заявленных доводов возражает, считает судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
В судебном заседании представитель комитета и управления поддержал доводы, приведённые в кассационной жалобе, а представитель общества подтвердил позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
ДНТ "Патриот" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления N N 06389, 05757; информация, размещённая на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 21.11.2013), однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 24.06.2011 товарищество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600 000 кв. м для ведения дачного хозяйства в Октябрьском районе города Улан-Удэ юго-восточнее п. Таежный.
27.06.2012 проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ", где рассмотрен вопрос об изменении территориальной зоны (общественно-деловая (ОД-1), зона рекреационного назначения (Р-1), зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) для формирования земельного участка ДНТ "Кедровик" (ТОС "Патриот", ДНТ "Горная") в п. Таежный мкр. 146а, 148а, 158 - 159 на территориальную зону застройки разноэтажными жилыми домами (Ж-5).
30.08.2012 Улан-Удэнским городским Советом депутатов с учётом результатов публичных слушаний принято решение N 587-47 "О внесении изменений в решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 "О Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ".
14.01.2013 товарищество обратилось в комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства площадью 300 000 кв. м, местоположение которого г. Улан-Удэ, Октябрьский район, п. Таежный, кадастровый квартал 03:24:031601, 03:24:031608, 03:24:031607, 03:24:031609 в территориальной зоне "Ж-5".
Письмом от 08.02.2013 комитет отказал товариществу в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 300 000 кв. м для ведения дачного хозяйства, в качестве причины со ссылкой на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) указав на отсутствие на территории муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" земель сельскохозяйственного назначения, за счёт которых формируется фонд перераспределения земель.
Считая данный отказ незаконным товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, посчитав, что Закон N 66-ФЗ, закрепляя порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путём утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу, пришли к выводу о несоответствия оспариваемого отказа комитета действующему законодательству и нарушения таким решением прав и законных интересов товарищества.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьёй 13 Закона N 66-ФЗ предусмотрена процедура определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учёт заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчёт производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учётом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
В статье 14 Закона N 66-ФЗ закреплён порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учётом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что закреплённое положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Судами установлено и заявителем не оспаривается, что граждане (члены ДНТ "Кедровик") в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении дачного земельного участка не обращались, товарищество сформировано без участия органов местного самоуправления, объединяет на добровольной основе около 200 граждан, следовательно, создание и государственная регистрация товарищества в данном случае произведены без соблюдения последовательности и порядка, которые предусмотрены нормами указанного Закона.
Однако сам по себе факт регистрации дачного некоммерческого товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях в порядке, определённом Законом N 66-ФЗ.
Вывод судов о том, что товарищество сформировано по иному принципу, названному в пункте 5 статьи 14 Закона N 66-ФЗ, суд кассационной инстанции находит неверным, поскольку в указанной норме речь идёт об ином принципе формирования дачного некоммерческого объединения, а в отношении ДНТ "Кедровик" имеет место в целом иной порядок создания, в основе которого лежит наличие заинтересованности в предоставлении земельного участка безотносительно к нуждаемости граждан в получении дачных земельных участков, как это следует из положений Закона N 66-ФЗ.
Суд кассационной инстанции не может согласиться и с выводами судов о том, что отсутствие в городском округе "Город Улан-Удэ" фонда перераспределения земель вследствие отсутствия земель сельскохозяйственного назначения не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 названного Кодекса в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учётом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. В свою очередь, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или даёт заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Таким образом, по смыслу приведённых выше правовых норм земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ комитета в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от 08.02.2013, соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов ДНТ "Кедровик", а выводы судов первой и апелляционной инстанций об обратном постановлены при неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июля 2013 года и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года по настоящему делу подлежат отмене.
Поскольку судами установлены фактические обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июля 2013 года по делу N А10-633/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года по тому же делу отменить.
2. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявленных дачным некоммерческим товариществом "Кедровик" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учётом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. В свою очередь, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или даёт заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Таким образом, по смыслу приведённых выше правовых норм земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ комитета в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от 08.02.2013, соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов ДНТ "Кедровик", а выводы судов первой и апелляционной инстанций об обратном постановлены при неправильном применении норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф02-6071/13 по делу N А10-633/2013
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2933/14
11.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2933/14
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6071/13
25.12.2013 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-633/13
15.10.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3936/13
05.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-633/13