г. Иркутск |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А58-6274/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Поиск-1" Борисова Сергея Владимировича (доверенность от 20.11.2012 N 3),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поиск-1" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2012 года по делу N А58-6274/2011 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В. Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поиск-1" (далее - ООО "Поиск-1", общество, ОГРН 1021401055114, г. Якутск) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент, ОГРН 1081435004848, г. Якутск;) по отмене проведения водного аукциона, назначенного на 18.10.2011, выраженного в письме от 22.09.2011 N 19-09/3-1742.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - гражданина осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Алексеева Бориса Захаровича (ОГРНИП 309143508200012, далее - предприниматель) и Федерального государственного учреждения "Ленское государственное бассейновое управление водных путей судоходства" (ОГРН 1021401057655, ИНН 1435033691, г. Якутск; далее - управление).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2012 года принят отказ общества в части требований о признании недействительными извещений об отмене проведения водного аукциона, назначенного на 18.10.2011. Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2012 года в удовлетворении требований о признании незаконным решения Департамента по отмене водного аукциона, назначенного на 18.10.2011, выраженного в письме от 22.09.2011 N 19-09/3-1742, отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2012 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2012 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда кассационной инстанции от 30 августа 2012 года постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2012 года решение суда от 2 марта 2012 года отменено. Производство по делу прекращено.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм процессуального права, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзывах на кассационную жалобу управление и Департамент считают судебный акт законным и обоснованным. Просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.08.2011 Департаментом издан приказ N 79 о проведении аукциона, которым утверждена документация аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории р. Лена (участок затона Путейский).
В официальном печатном органе - газета "Якутия" и на официальном сайте Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) http://www.demo5.ykt/ru Департамент поместил извещение о проведении 18.10.2011 аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории водного объекта: участка на р. Лена (участок затона Путейский). Река Лена - водоток высшей рыбохозяйственной категории, впадает в море Лаптевых, протяженность водотока - 4 400 км, площадь водосбора - 2 490 000 кв. км. Код водного объекта - ЛАП/ЛЕНА, код и наименование водохозяйственного участка 18.03.05.002. Лена от в/п п. Покровск до впадения в реку Алдан. Срок окончания подачи заявок был установлен 11.10.2011.
Якутская природоохранная прокуратура направила Департаменту предостережение о недопустимости нарушения действующего законодательства в части подготовки проведения открытого аукциона на право заключения договора водопользования для использования акватории (участок на реке Лена затон Путейский) без согласования с Федеральным государственным учреждением "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства".
Приказом от 20.09.2011 N 94 Департамент отменил проведение открытого аукциона, назначенного на 18.10.2011. Соответствующее объявление об отмене аукциона размещено на официальном сайте http://www.demo5.ykt/ru и в газете "Якутия" от 21.09.2011.
Письмом от 22.09.2011 N 19-09/3-1742 Департамент сообщил обществу, что после решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3703/11 от 31 октября 2011 года, которым удовлетворены требования общества о признании незаконными решения Департамента по отмене водных аукционов, назначенных на 18.01.2011 и 19.04.2011, выраженных в письмах от 27.12.10 N 19-09/3-2558 и от 23.03.11 N 19-09/3-452, Департамент не получил согласование условий использования части р. Лена - затон Путейский и имея предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, отменяет проведение аукциона, назначенного на 18.10.2011.
Общество, посчитав, что в письме Департамента от 22.09.2011 года N 19-09/3-1742 содержится решение об отмене водного аукциона, назначенного на 18.10.2011, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при отсутствии согласования с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте в целях недопущения нарушения водного законодательства отмена проведения аукциона является правомерной.
Отменяя решение суда первой инстанции, и прекращая производство по делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что письмо Департамента от 22 сентября 2011 года N 19-09/3-1742 носит информационный характер и не обладает признаками ненормативного правового акта.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, исследовав доводы кассационной жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства, считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений приведенных процессуальных норм, а также норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что под ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражный суд, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции проанализировано содержание письма Департамента от 22 сентября 2011 года N 19-09/3-1742 "О предостережении прокуратуры" и сделано правильное суждение о том, что оно не обладает признаками ненормативного правового акта, подлежащего оспариванию в соответствии со статьями 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод обоснованно мотивирован тем, что оспариваемое письмо не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей общества в сфере предпринимательской деятельности, в том числе возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и, следовательно, само по себе не нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оспариваемое письмо является ответом Департамента на письмо ООО "Поиск-1" от 20 сентября 2011 года N 95, носит разъяснительный характер по вопросу об основаниях для отмены аукциона на право заключения договора водопользования, не содержит какого-либо властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Следовательно, оспариваемое письмо Департамента не является ненормативным правовым актом, законность которого может быть проверена в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела установлено, что 21.09.2011 года в газете "Якутия" было опубликовано извещение Департамента об отмене водного аукциона, в котором содержалась, как правильно указал суд не только информация об отмене проведения аукциона, объявленного на 18.10.2011, но и причины принятия такого решения - "в связи с отсутствием согласования выделения участков акватории бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте".
Также информация об отмене аукциона (с указанием основания отмены) была размещена на официальном сайте Республика Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено правомерно, поскольку в рассматриваемом случае дело об оспаривании письма Департамента от 22 сентября 2011 года N 19-09/3-1742 "О предостережении прокуратуры" не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Выводы суда по данному делу мотивированы и основаны на правильном применении норм процессуального права.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что на момент принятия решения судами двух инстанций существовало вступившее в законную силу решение по спору между теми же лицами, по аналогичному вопросу и обжалуемое постановление суда по настоящему делу нарушает единообразие в толковании норм права, рассмотрен судом кассационной инстанции, однако не может быть принят во внимание, поскольку решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.06.2011 по делу N А58-2275/2011, вступившим в законную силу, было признано незаконным решение бассейновой комиссии об отказе в согласовании пользования акваторией (пункт 5 протокола заседания бассейновой комиссии от 21.02.2011 N 5), которое и +явилось основанием для принятия оспариваемых актов Департамента, а настоящее дело имеет иные фактические обстоятельства.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2012 года по делу N А58-6274/2011 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.