г. Иркутск |
|
20 января 2014 г. |
N А19-6054/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" Киселёвой Надежды Сергеевны (доверенность от 01.10.2013), Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области Балаевой Анны Александровны (доверенность от 20.11.2013 N 2-6-11-8926),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2013 года по делу N А19-6054/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" (ОГРН 1023801760817, г. Иркутск) (далее - ФГБУ "Иркутская МВЛ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ГУ МЧС по Иркутской области, административный орган) по осуществлению проверки и отмене результатов проверки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГБУ "Иркутская МВЛ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и уточнением к жалобе, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания установленным факта уведомления Учреждения о начале проведения проверки по мотивам неправильного применения судами части 12 статьи 9, части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о соблюдении ГУ МЧС по Иркутской области требований Федерального закона N 294-ФЗ в части уведомления проверяемого Учреждения о начале проведения проверки, ссылаясь на то, что в адрес Учреждения распоряжения о проведении проверок от ГУ МЧС по Иркутской области не поступали, что подтверждается имеющимся в материалах дела журналом входящей корреспонденции; в подтверждение факта направления распоряжений посредством факсимильной связи не представлены факсовые отчеты об отправке.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ МЧС по Иркутской области считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, указывает, что кроме направления учреждению распоряжений о проведении проверки, план проведения плановых проверок на 2013 год размещен на официальных сайтах в сети "Интернет".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители ФГБУ "Иркутская МВЛ", ГУ МЧС по Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Плана проведения плановых проверок на 2013 год, в соответствии с распоряжениями руководителя ГУ МЧС от 30.01.2013 N 10/ГО, от 30.01.2013 N 11/ЧС должностными лицами административного органа проведены плановые выездные проверки деятельности ФГБУ "Иркутская МВЛ", соответственно, по вопросу соблюдения обязательных требований, норм и правил в области гражданской обороны, а также по вопросу соблюдения обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проведенных проверок ГУ МЧС по Иркутской области выявлены и отражены в актах от 14.03.2013 N 10/ГО и N 11/ЧС нарушения Учреждением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС Российской Федерации от 14.11.2008 N 687, Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС Российской Федерации от 21.12.2005 N 993, Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841; Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782, Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547.
Учреждению выданы предписания от 14.03.2013 N N 10/3/1-7 и 11/4/1-8 по устранению выявленных в результате проверки нарушений.
ФГБУ "Иркутская МВЛ", полагая, что действия административного органа по осуществлению проверки, в том числе в части неуведомления Учреждения о проведении проверок, противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что действия по осуществлению проверки произведены в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом N 294-ФЗ, а также из отсутствия нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов Учреждения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ).
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 12 статьи 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 20).
В данном случае судами установлено, что распоряжения от 30.01.2013 N 10/ГО и N 11/ЧС о проведении административным органом плановых выездных проверок были направлены 01.02.2013 в адрес ФГБУ "Иркутская МВЛ" Отделом надзорной деятельности г. Иркутска ГУ МЧС по Иркутской области посредством факсимильной связи, о чем имеются соответствующие отметки на распоряжениях с указанием лица, принявшего указанные документы (секретарь Родионова О.Г.) и входящих номеров (N 85/01-01-07, N 84/01-01-07). Суды признали отсутствующими доказательства, опровергающие указанные факты, заявления о фальсификации распоряжений от 30.01.2013 N 10/ГО и N 11/ЧС Учреждением не заявлялись.
Кроме того, в актах проверок от 14.03.2013 N 10/ГО и N 11/ЧС, подписанных присутствовавшим при проведении проверки инженером по охране труда и технике безопасности ФГБУ "Иркутская МВЛ" Авдеевым А.А., отражено, что с копиями распоряжений о проведении проверки ознакомлен, указаны входящие номера (N 85/01-01-07, N 84/01-01-07) и лицо, принявшее копии распоряжений (секретарь Родионова О.Г.).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на журнал входящей корреспонденции, в котором письма от ГУ МЧС по Иркутской области не зарегистрированы, не может быть учтена судом кассационной инстанции, поскольку отсутствие регистрации корреспонденции в журнале, являющемся односторонним внутренним документом Учреждения, не опровергает установленный судами факт получения упомянутых распоряжений.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Оспариваемые выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2013 года по делу N А19-6054/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.