г. Иркутск |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А74-2657/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Гайдученко Владимира Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2012 года по делу N А74-2657/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.)
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Гайдученко Владимир Михайлович (ОГРН 304190112000245, г. Абакан, далее - предприниматель, ИП Гайдученко В.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана (ОГРН 1021900524557, г. Абакан, далее - управление, ответчик) по утверждению рабочих маршрутных расписаний по маршруту N 3 по выходу N 7, по маршруту N 5 по выходу N 5, по маршруту N 14 по выходу N 8, по маршруту N 19 по выходам N 12 и N 13 без указания срока действия и обязании устранить допущенное нарушение прав. Заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-1498/2012.
Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 марта 2012 года, 18 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ОГРН 1031900519243, г. Абакан) и гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Каширин Дмитрий Николаевич (ОГРН 304190135000094, г. Абакан).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 мая 2012 года требование ИП Гайдученко Владимира Михайловича о признании незаконными действий Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана по утверждению рабочих маршрутных расписаний по маршруту N 3 по выходу N 7 и маршруту N 5 по выходу N 5 выделено в отдельное производство с присвоением выделенному требованию номера дела А74-2657/2012, к участию в указанном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена конкурсная комиссия по проведению конкурсов среди владельцев транспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Абакана (ОГРН 1021900521224, г. Абакан), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ИП Семенов Александр Александрович (ОГРН 306190106000060, г. Абакан), ИП Старков Игорь Павлович (ОГРН 304190115600261, г. Абакан).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2012 года в удовлетворении заявления ИП Гайдученко В.М. о признании незаконными действий Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана по утверждению рабочих маршрутных расписаний по маршруту N 3 по выходу N 7 и маршруту N 5 по выходу N 5 без указания срока действия, отказано, в удовлетворении требования к администрации города Абакана отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 3.5 Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в г. Абакане с формулировкой "до проведения нового конкурса" УКХТ (Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана) утверждает графики, если на данные выходы не были поданы заявки на участие в конкурсе. Вместе с тем по маршруту N 3 по выходу N 7 и маршруту N 5 по выходу N 5 ИП Гайдученко В.М. были поданы заявки, следовательно, утверждение рабочих маршрутных расписаний по этим маршрутам необходимо было производить без указания срока действия. Кроме того, фактически проведение нового конкурса по маршруту N 3 по выходу N 7 и маршруту N 5 по выходу N 5 назначено на 15.01.2012, извещение о проведении конкурса опубликовано в газете "Абакан" N 48. Между тем, указанный Порядок не предусматривает иного срока для проведения следующего конкурса, кроме как 3 года. Таким образом, в связи с назначением нового конкурса до истечения 3 лет с момента проведения предыдущего конкурса (ноябрь 2011 года) произведенное ранее утверждение маршрутных расписаний с формулировкой "до проведения нового конкурса" также в настоящее время нарушает права предпринимателя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.10.2011 Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана (организатор конкурса) опубликовало в газете "Абакан" N 40 извещение о проведении конкурса на осуществление пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования.
10.10.2011 ИП Гайдученко В.М., ИП Старков И.П. и 02.11.2011 ИП Каширин Д.Н. подали заявки на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 3 лоту N 5.
19.10.2011 ИП Гайдученко В.М., ИП Каширин Д.Н., 15.11.ИП Каширин Д.Н. и 22.11.2011 ИП Семенов А.А. подали заявки на участие в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 5 по лоту N 1.
18.11.2011 конкурсная комиссия по проведению конкурсов среди владельцев транспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок оценила и сопоставила заявки на участие в конкурсе и признала конкурс по маршруту N 3 по лоту N 5 несостоявшимся. По результатам проведенного конкурса график движения по указанному маршруту утвержден ИП Гайдученко В.М. как перевозчику, ранее осуществлявшему перевозки пассажиров по данному маршруту.
30.11.2011 конкурсная комиссия по проведению конкурсов среди владельцев транспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок оценила и сопоставила заявки на участие в конкурсе и признала конкурс по маршруту N 5 по лоту N 1 несостоявшимся. По результатам проведенного конкурса график движения по указанному маршруту утвержден ИП Гайдученко В.М. как перевозчику, ранее осуществлявшему перевозки пассажиров по данному маршруту.
12.12.2011 Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана утвердило ИП Гайдученко В.М. графики движения по маршруту N 3 по выходу N 7 (лоту N 5) и маршруту N 5 по выходу N 5 (лоту N 1), указав, что графики движения по данным маршрутам утверждаются до проведения нового конкурса.
Не согласившись с действиями Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана по утверждению графиков движения по маршруту N 3 по выходу N 7 и по маршруту N 5 по выходу N 5 без указания срока действия, ИП Гайдученко В.М. обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия ответчика соответствуют Порядку организации маршрутных пассажирских перевозок в г. Абакане и Положению о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 220, оспариваемые действия непосредственно администрацией города Абакана не совершались.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 указанного Закона к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Как установлено судами, конкурс на осуществление пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования в г. Абакане проводится в соответствии с требованиями Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в г. Абакане (далее - Порядок) и Положения о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования (далее - Положение), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 220.
Распоряжением Главы города Абакана от 05.10.2011 N 462-р сформирована конкурсная комиссия по проведению конкурсов среди владельцев транспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок.
Согласно пункту 1.3 Порядка заказчиком и организатором пассажирских перевозок является Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана. Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана в пределах предоставленных полномочий утверждает сводные маршрутные расписания и рабочие маршрутные расписания (графики движения отдельных транспортных средств).
В соответствии с пунктом 6.1 Положения при невозможности определить победителя конкурса график движения утверждается перевозчику, ранее осуществлявшему перевозки пассажиров на конкурсном лоте по утвержденному в установленном порядке графику движения, до проведения нового конкурса.
В этой связи, принимая во внимание, что все участники по спорным лотам набрали равное количество баллов и ИП Гайдученко В.М. являлся перевозчиком, ранее осуществлявшим перевозки пассажиров по упомянутым маршрутам, суды сделали правильный вывод о том, что графики движения по спорным маршрутам правомерно утверждены ИП Гайдученко В.М. в соответствии с пунктом 6.1 Положения до проведения нового конкурса.
Доводы заявителя о том, что перевозчик, ранее осуществлявший перевозки пассажиров на конкурсном лоте, приравнивается к победителю конкурса, поэтому график движения указанному лицу должен утверждаться как победителю конкурса (ежегодно в течение трех лет), обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в г. Абакане и Положения о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 220.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, в пункте 6.1 Положения прямо предусмотрено, что в условиях конкурсной ситуации, но при невозможности определить победителя конкурса, график утверждается до проведения нового конкурса, то есть непосредственно данная норма предусматривает случай, когда конкурс проводится безотносительно условий пункта 5.3 Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане о проведении конкурса один раз в три года.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 июля 2012 года по делу N А74-2657/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.