г. Иркутск |
|
21 января 2014 г. |
N А19-3448/2013 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Бурковой О.Н., Скубаева А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Первухиной Ирины Александровны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2013 года по делу N А19-3448/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Красько Б.В.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Первухина Ирина Александровна (ОГРН 304383124700017, далее - индивидуальный предприниматель Первухина И.А., истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, далее - агентство, ответчик) о признании недействительной начальной цены предмета аукциона аукционной единицы N 8, проводимого агентством лесного хозяйства 30.12.2009 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, имеющего местонахождение: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество в эксплуатационных лесах, Киренская дача, кварталы NN 408-411, общей площадью лесного участка 3303 га, сроком на 25 лет для заготовки древесины, в части суммы 624 040 рублей, признании недействительным пункт 2.1 договора аренды лесного участка N 9117-13/10 от 16.03.2010 в части излишне начисленной суммы арендной платы в размере 624 040 рублей, взыскании судебных издержек, в том числе транспортных расходов в сумме 14 210 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.
Из кассационной жалобы следует, что цена договора аренды лесного участка N 9117-13/10 от 16.03.2010 в размере 801 240 рублей в год, является необоснованной. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что договор был заключен не по результатам проведения торгов, а в общем порядке, и торги как способ заключения сделки, не могут быть признаны недействительными.
В отзыве на кассационную жалобу агентство считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Первухина Ирина Александрова зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером ОГРН 304383124700017, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.02.2013.
Как следует из материалов дела, аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 3303 га, находящегося по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, в эксплуатационных лесах, Киренская дача, кварталы N N 408-411, проведенный агентством лесного хозяйства Иркутской области 30.12.2009, в силу пункта 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации признан несостоявшимся.
Согласно протоколу результатов аукциона от 30.12.2009 N 3 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Первухина Ирина Александровна, как единственный участник аукциона, приняла обязательство по заключению договора аренды указанного лесного участка сроком на 25 лет для заготовки древесины с ежегодным размером арендной платы, равным начальной цене предмета аукциона, составляющей 801 240 рублей 00 копеек.
Минимальный размер арендной платы на момент подписания протокола на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" составляет 177 200 рублей в год.
По условиям заключенного между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (арендодатель) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Первухиной И.А. (арендатор) договора аренды лесного участка от 16.03.2010 N 9117-13/10 арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование сроком на 25 лет вышеуказанный лесной участок.
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата по договору составляет 801 240 рублей в год, что соответствует размеру арендной платы, определенному в пункте 2.2. протокола результатов аукциона от 30.12.2009 N 3.
Ссылаясь на то, что расчет арендной платы за пользование лесным участком произведен арендодателем в нарушение требований статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Постановления N 310 посредством увеличения минимального размера арендной платы в три раза, что влечет на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность условия пункта 2.1 договора аренды лесного участка от 16.03.2010 N 9117-13/10 в части указанного превышения, индивидуальный предприниматель Первухина И.А. обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что минимальный размер арендной платы за использование лесов является регулируемым. Организатор аукциона определяет начальную цену предмета аукциона, при этом Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что начальная цена предмета аукциона должна быть равной минимальному размеру платы, устанавливаемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, начальная цена предмета аукциона не может быть ниже данного минимального размера платы. В силу пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса российской Федерации. Таким образом, правовые основания для признания недействительным условия договора аренды лесного участка от 16.03.2010 N 9117-13/10 об установлении размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, устанавливаемый в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случае, установленных частью 3 названной статьи.
На основании части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, установленного в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В силу части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, публикуемом организаторами аукциона, должны содержаться в частности сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Согласно пункту 1 части 7, части 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации в случае признания аукциона несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона такого договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы).
В силу пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых основании для признания недействительным условия договора аренды лесного участка N 9117-13/10 об установлении размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, устанавливаемый в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, является законным.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и отклонены с приведением мотивов и их отклонения. Оснований для иных выводов Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2013 года по делу N А19-3448/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.