г. Иркутск |
|
23 января 2014 г. |
N А19-3420/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Дорожная Строительная Компания 156" Волкова Павла Сергеевича (доверенность от 19.02.2013 N 24), Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации города Ангарска Рудаковой Ксении Александровны (доверенность от 10.01.2014 N 5),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дорожная Строительная Компания 156" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2013 года по делу N А19-3420/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Дорожная строительная компания 156" (ОГРН 1103801001094, Ангарский район Иркутской области) (далее - ООО "ДСК 156", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными предписаний Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ангарску Иркутской области (далее - УМВД РФ по г. Ангарску, административный орган) от 07.02.2013 N 21, от 07.02.2013 N 22, от 08.02.2013 N 23, от 10.02.2013 N 24, от 11.02.2013 N 25, от 18.02.2013 N 30, от 18.02.2013 N 31, от 18.02.2013 N 33, от 20.02.2013 N 34 и от 11.03.2013 N 44 по устранению нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации города Ангарска (ОГРН 1113801000026, г. Ангарск Иркутской области) (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда 19 сентября 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ДСК 156" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Устава Ангарского муниципального образования, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписаний административного органа, ссылаясь на то, что предписания были выданы обществу как ненадлежащему субъекту; лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, является администрация г. Ангарска; судами не учтено, что общество по муниципальному контракту несет ответственность исключительно за исполнение предмета договора перед Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации города Ангарска (далее - Департамент), выполняет работы по очистке согласно утвержденным графикам; улицы и дороги г. Ангарска, содержание которых является предметом муниципального контракта, как объекты недвижимого имущества и (или) объект транспортной инфраструктуры обществу не передавались; полагает, что заключение муниципального контракта не освобождает Департамент от исполнения обязанностей, возложенных на него Уставом Ангарского муниципального образования, Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации города Ангарска, утвержденным решением Думы города Ангарска от 30.11.2010 N 548-50гД.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент и УМВД РФ по г. Ангарску считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), УМВД РФ по г. Ангарску своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители ОАО "ДСК 156" и Департамента в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) УМВД по Иркутской области по городу Ангарску в период с 07.02.2013 по 11.03.2013 в ходе мероприятий повседневного надзора на территории г. Ангарска и в ходе осмотра мест дорожно-транспортных происшествий, выявлены нарушения требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, установленных Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Актом от 07.02.2013 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и актами комиссионного осмотра состояния территории города Ангарска зафиксировано наличие на дорогах снежного наката, наледей, в том числе в заездных карманах общественного транспорта, снежных валов в районе пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, отсутствие обработки противогололедным материалом.
По результатам мероприятий должностным лицом административного органа обществу выданы предписания, которыми предписано в целях обеспечения безопасности дорожного движения, профилактики и предупреждения дорожно-транспортных происшествий принять срочные меры по устранению нарушений требований пунктов 3, 3.1 ГОСТа Р 50597-93, а именно:
- предписанием N 21 от 07.02.2013 в срок до 15 часов 00 минут 08.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части улицы Декабристов (участок от ул. Социалистическая до ул. 40 лет Победы, оба направления);
- предписанием N 22 от 07.02.2013 в срок до 11.02.2013 принять меры по устранению нарушений, указанных в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07.02.2013;
- предписанием N 23 от 08.02.2013 в срок до 15 часов 00 минут 15.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжих частей и перекрестка улиц Ангарский проспект и Коминтерна;
- предписанием N 24 от 10.02.2013 в срок до 14.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части улицы Ленина и привокзальной площади железнодорожного вокзала;
- предписанием N 25 от 11.02.2013в срок до 14.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части Ленинградского проспекта;
- предписанием N 30 от 18.02.2013 в срок до 20.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части улицы Чайковского;
- предписанием N 31 от 18.02.2013 в срок до 20.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части улицы Ворошилова участок от ул. Горького до ул. Чайковского;
- предписанием N 33 от 18.02.2013 в срок до 21.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части Ленинградского проспекта;
- предписанием N 34 от 20.02.2013 в срок до 22.02.2013 принять меры по очистке снежного наката и ликвидации зимней скользкости покрытия проезжей части улицы Чайковского;
- предписанием N 44 от 11.03.2013 в срок до 12.03.2013 принять меры по очистке снежно-ледяного наката с покрытия проезжей части автодороги "Ю" через микрорайон Юго-Восточный г. Ангарска (участок от вахты АЭХК до а/д М-53 "Байкал").
ОАО "ДСК 156", полагая, что названные предписания не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые предписания выданы надлежащему лицу, организации, несущей ответственность за нарушений требований ГОСТа Р 50597-93, не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и кассационной жалобы, ОАО "ДСК 156" не оспаривая предписания по существу выявленных административным органом фактов допущенных нарушений требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, полагает, что предписания незаконно адресованы обществу, так как лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, является администрация г. Ангарска.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Судами установлено, что между ОАО "ДСК 156" и Департаментом 28.01.2013 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по зимнему, летнему содержанию автомобильных дорог г. Ангарска, текущему и аварийному ремонту автомобильных дорог г. Ангарска и санитарной очистке территории г. Ангарска, которым предусмотрено, что к числу обязанностей общества отнесено выполнение работ, указанных в разделе 1 настоящего муниципального контракта (выполнение работ по зимнему, летнему содержанию автомобильных дорог г. Ангарска, текущему и аварийному ремонту автомобильных дорог г. Ангарска и санитарной очистке территории г. Ангарска), с использованием своих материально-технических средств и с надлежащим качеством, в соответствии с условиями настоящего муниципального контракта, требованиями технических условий, санитарными, эпидемиологическими нормами, иной нормативно-технической документацией (пункт 3.1.3). Пунктом 10 Технического здания к муниципальному контракту, которым в соответствии с пунктом 1.2 контракта определяется содержание и объем работ, предусмотрено, что в случае выявления нарушений ГОСТа Р 50597-93 Управлением ГИБДД УМВД по Иркутской области ответственность за их устранение и выполнение предписаний несет организация, выполняющая работы по зимнему содержанию автомобильных дорог г. Ангарска, то есть ОАО "ДСК 156".
Из материалов дела не усматривается, и заявитель не указывает, что названные в предписаниях участки дороги не подпадают под действие упомянутого муниципального контракта.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и учитывая, что общество в соответствии с заключенным им с Департаментом муниципальным контрактом приняло на себя обязанности по выполнению работ по зимнему, летнему содержанию автомобильных дорог г. Ангарска, текущему и аварийному ремонту автомобильных дорог г. Ангарска и несет ответственность за нарушения ГОСТ Р 50597-93; указанные в предписаниях участки дорог включены в Перечень маршрутов по посыпке городских улиц противогололедным материалом 2012-2013 годы (приложение N 1 к Техническому заданию), суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания вынесены в адрес надлежащего субъекта - ОАО "ДСК 156".
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судебных инстанций и учёта доводов кассационной жалобы, оспаривающих названное.
В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют от 4 до 6 часов с момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации, и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В этой связи несостоятельны доводы общества о неправомерном установлении административным органом сроков для устранения выявленных нарушений, без учёта заранее определенного графика.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2013 года по делу N А19-3420/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.