г. Иркутск |
|
28 января 2014 г. |
N А19-18998/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Новая Аптека 36 и 6" Царёвой Елены Александровны (доверенность N 5 от 07.10.2013, паспорт), государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Блинникова Леонида Владимировича (доверенность N 101 от 09.01.2014, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2013 года по делу N А19-18998/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Красько Б.В., апелляционный суд: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новая Аптека 36 и 6" (далее - ООО "Новая Аптека 36 и 6", общество) (ОГРН 1023801543336, место нахождения: г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Иркутское отделение ФСС РФ, фонд) (ОГРН 1023801012905, место нахождения: г. Иркутск) о признании недействительными решения от 21.09.2012 N 2.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутское отделение ФСС РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, поскольку судами не учтено, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) предоставляют аптечным организациям право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении лишь выплат и вознаграждений работникам, имеющим право в соответствии с частью 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на занятие фармацевтической деятельностью, в связи с чем непредставление обществом при проведении проверки запрошенных сертификатов специалистов и реестра с соответствующими сведениями свидетельствует о неправомерности применения обществом пониженных тарифов страховых взносов и наличии оснований для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности на основании статьи 48 Федерального закона N 212-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу общество, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель фонда поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил обжалуемые судебные акты отменить, представитель ООО "Новая Аптека 36 и 6" полагал требования кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка ООО "Новая Аптека 36 и 6" за первый квартал 2012 года на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, в ходе которой плательщику в подтверждение правомерности применения пониженного тарифа страховых взносов направлено требование о предоставлении сертификатов на сотрудников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, и реестра сотрудников с указанием ФИО, даты выдачи и окончания действия сертификата, сумм выплат и иных вознаграждений на каждого сотрудника, имеющего сертификат.
Поскольку обществом указанные документы представлены не были и, как следствие, по мнению Иркутского отделения ФСС РФ, право на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного для аптечных организаций в отношении выплат и вознаграждений сотрудникам, имеющим право заниматься фармацевтической деятельностью, не подтверждено, последним по результатам проверки принято решение от 21.09.2012 N 2 о привлечении общества к ответственности на основании статьи 48 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 400 рублей, доначислении и отражении в бухгалтерском учёте и расчёте Форма-4 ФСС РФ страховых взносов в сумме 10 220 рублей 90 копеек ввиду неправомерного применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов.
ООО "Новая Аптека 36 и 6", полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу пункта 4 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 того же закона).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в переходный период 2011-2027 годов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу части 1 статьи 52 данного закона фармацевтическая деятельность осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, основанием возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам, в связи с осуществлением плательщиком страховых взносов фармацевтической деятельности имеет правовое значение наличие у последнего статуса аптечной организации и применение им системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а не наличие у каждого работника фармацевтического образования и сертификата специалиста.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон суды установили, что ООО "Новая Аптека 36 и 6" является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, и уплачивает налоги в соответствии со специальным налоговым режимом в порядке главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришли к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для применения последним пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам общества, отсутствии обязанности по представлению сертификатов на сотрудников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, а также реестра соответствующих сотрудников и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для доначисления фондом недоимки по страховым взносам, привлечения ООО "Новая Аптека 36 и 6" к ответственности на основании статьи 48 Федерального закона N 212-ФЗ.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, оспаривающие данные выводы судов, основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм материального права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2013 года по делу N А19-18998/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.