г. Иркутск |
|
06 февраля 2014 г. |
N А19-3116/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 06 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: от администрации города Иркутска - Пановой Татьяны Константиновны (доверенность N 059-72-6/14 от 10.01.2014), от гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Глушкова Александра Валерьевича - Теплякова Алексея Анатольевича (доверенность от 15.08.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Глушкова Александра Валерьевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2013 года по делу N А19-3116/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Басаев Д.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Глушков Александр Валерьевич (ОГРН 304381108900138, место жительства: г. Иркутск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска (далее - администрация) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения, выраженного в письме N 180-70-3096/12 от 05.12.2012, об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и обязании совершить действия по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов путём выдачи предпринимателю разрешения на установку рекламной конструкции настенного типа по адресу: г. Иркутск, ул. Тургенева (в районе ул. Джамбула, д. 24) сроком на пять лет.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по экономике и комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в письме, которое содержит оспариваемое решение, отсутствовало указание на то, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки города Иркутска" и каким образом размещение рекламной конструкции будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки.
Заявитель полагает, что отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является немотивированным; ссылка суда на письмо N 945-70-1144/13 от 04.04.2013 недопустима, поскольку о нём заявителю стало известно только в судебном заседании.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель администрации подтвердил позицию, содержащуюся в отзыве на кассационную жалобу.
Комитет по градостроительной политике о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещён надлежащим образом (уведомление о возврате почтового отправления по истечении срока хранения; информация, размещённая на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 13.12.2013), однако своего представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 14.09.2012 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции настенного типа по адресу: г. Иркутск, ул. Тургенева (в районе ул. Джамбула, д. 24) сроком на пять лет.
Письмом N 180-70-3096/12 от 05.12.2012 комитет по экономике сообщил предпринимателю, что выдача разрешения на установку рекламной конструкции, расположенной на имуществе гаражно-строительного кооператива N 90 по адресу: г. Иркутск, ул. Тургенева (в районе ул. Джамбула, д. 24), не представляется возможной по причине нарушения рекламной конструкцией внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Иркутска.
Считая данное решение незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемого решения и отсутствия нарушения прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие такого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по приведённым в названной статье основаниям, одним из которых является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (пункт 4).
Руководствуясь вышеизложенными правовыми нормами, а также пунктами 5.2, 5.3 Правил распространения наружной рекламы на территории города Иркутска, утверждённых решением Думы города Иркутска от 11.07.2006 N 004-20-270387/6, суды пришли к правильному выводу о том, что оценка внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Иркутска относится к исключительным полномочиям комитета по градостроительной политике.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учётом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учётом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
Полно и всесторонне исследовав, а также в совокупности и взаимосвязи по правилам, определённым статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности письмо комитета по экономике N 180-70-3096/12 от 05.12.2012, письмо комитета по градостроительной политике N 945-70-6246/2 от 21.11.2012, письмо комитета по градостроительной политике N 945-70-1144/13 от 04.04.2013, представленные фотографии, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства размещения рекламной конструкции, а именно: художественное восприятие, размещение на определённом фоне, панораму местности, архитектурные решения имеющихся и запланированных строений и сооружений, масштаб, высотные параметры, согласился с комитетом по градостроительной политике, что установка рекламной конструкции для размещения рекламы нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки.
Учитывая вышеизложенное, судами сделаны правомерные выводы о соответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Поскольку надлежащих доказательств в подтверждение соответствующих доводов предпринимателем не представлено, оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Более того, как верно указали суды, оспариваемое решение не препятствует обращению в орган местного самоуправления с заявлением о размещении рекламных конструкций на иных территориях и в ином виде.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания незаконным решения, выраженного в письме администрации N 180-70-3096/12 от 05.12.2012, об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Приведённые в кассационной жалобе ссылки на судебную практику не могут быть учтены судом кассационной инстанции, поскольку относятся к делам с иными фактическими обстоятельствами.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2013 года по делу N А19-3116/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по приведённым в названной статье основаниям, одним из которых является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (пункт 4).
...
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учётом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учётом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 февраля 2014 г. N Ф02-5784/13 по делу N А19-3116/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5784/13
27.08.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2481/13
30.05.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2481/13
22.04.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-3116/13