г. Иркутск |
|
13 марта 2014 г. |
N А33-4327/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Красноярского края представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю Борисовой Л.М. (доверенность от 07.06.2013),
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2013 года по делу N А33-4327/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Лапина М.В.; суд апелляционной инстанции:
Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870, далее - общество, природопользователь) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в сумме 19 336 401 рубль 92 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, к корректировке платы за отчетные периоды могут быть приняты только утвержденные фактические расходы природопользователя, направленные на выполнение природоохранных мероприятий, с подтверждением полученного экологического эффекта. Вместе с тем размеры корректировки платы за 2011 год для общества не утверждены. Постановление Правительства Красноярского края N 180-п и принятое на его основании распоряжение от 19.01.2012 N 26-р не соответствуют нормам федерального законодательства, а именно Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным 26.01.1993 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Природопользователь за 2011 год самостоятельно без участия управления осуществил корректировку размера платы, то есть нарушил требования пункта 6.12 Указаний от 26.01.1993, пунктов 2.3, 2.8, 3.1, 3.2, 3.5 Постановления N 180-п. Следовательно, указанные в распоряжении N 26-р общие размеры корректировки платы за 2011 год не подлежали зачету в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за этот же период.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи представитель управления поддержал доводы жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество осуществляет хозяйственную деятельность, в процессе которой предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными и передвижными источниками, в виде сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, в также в виде образования и размещения отходов производства и потребления.
Согласно представленным в материалы дела расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый - четвертый кварталы 2011 года обществом исчислена плата в размере 24 170 502 рубля 53 копейки. В течение 2011 года ответчик частично исполнил обязательства по внесению платы в размере 4 834 100 рублей 61 копейка.
Имеющаяся у общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 19 336 401 рубль 92 копейки послужила основанием для направления управлением в адрес природопользователя требования от 06.02.2012 о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке указанного требования управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества указанной суммы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что неоформление управлением обществу корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2011 год в размере, рекомендованном Правительством Красноярского края, не свидетельствует об отсутствии у природопользователя права на уменьшение размера платы при фактическом выполнении ответчиком плана природоохранных мероприятий и наличии положительного заключения органа, уполномоченного утверждать корректировку платы.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает выводы судов обоснованными.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включается установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с позицией, высказанной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
При этом в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П указано, что целью установления экологических платежей как одного из способов экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
Пунктом 6 данного Постановления Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации предписано разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.
В соответствии с пунктами 6.1-6.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Корректировке подлежат 90 процентов платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.
Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономных образованиях организуют работу по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с "Перечнем природоохранных мероприятий".
Согласно пунктам 6.10 и 6.12 данных Указаний по представлению природопользователей органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований и территориальные органы Минприроды России могут засчитывать в счет платы за загрязнение окружающей природной среды часть собственных средств природопользователей, направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов (сбросов), образующихся отходов.
Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Порядок рассмотрения и принятия решений исполнительными органами государственной власти Красноярского края о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий установлен постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 N 180-п (с учетом внесенных изменений и дополнений), которым утверждено Положение о порядке принятия решений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Положение N 180-п).
Как установлено судами, руководствуясь вышеуказанным Положением N 180-п, общество обратилось в Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края с заявлением о корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2011 год с приложением необходимых документов. По результатам рассмотрения данного заявления и приложенных к нему материалов Правительством Красноярского края принято решение о согласовании плановых размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, на основании которого между Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и обществом заключен договор от 25.02.2011 N 3 "О корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2011 году", предусматривающий обязательство общества выполнить в 2011 году природоохранные мероприятия по утвержденному перечню в счет корректировки платы в общей сумме 22 885 096 рублей.
Общество 07.12.2011 представило в Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края отчет об освоении средств (фактических расходах) на выполнение указанных природоохранных мероприятий, согласно которому фактические затраты общества на их выполнение составили 22 340 039 рублей, который рассмотрен Комиссией при Правительстве Красноярского края, в состав которой входит, в том числе, представитель управления (т. 1 л.д. 78-82).
По результатам рассмотрения представленных обществом материалов и предложения Комиссии Правительством Красноярского края вынесено распоряжение от 19.01.2012 N 26-р, которым для общества рекомендованы к зачету фактические размеры корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2011 году в сумме 20 474 736 рублей 94 копейки.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения N 180-п общий размер корректировки не может превышать 80 процентов размера платы за фактические выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку фактический размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год для общества составил 24 170 502 рубля 53 копейки, то размер корректировки платы не должен был быть больше 19 336 401 рубль 92 копейки (80 процентов от указанной суммы). Разница между указанной суммой корректировки (19 336 401 рубль 92 копейки) и общим размером платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год (24 170 502 рубля 53 копейки), составившая 4 834 100 рублей 61 копейка, перечислена обществом в соответствующий бюджет.
В подтверждение отчета об освоении средств (фактических расходах) на выполнение указанных природоохранных мероприятий обществом в материалы дела представлены план природоохранных мероприятий общества на 2011 год (т. 2 л.д. 27-29), который направлен обществом на рассмотрение и согласование в управление, ответ управления на письмо общества (т. 2 л.д. 26, 30), доказательства, подтверждающие фактическое выполнение обществом плана природоохранных мероприятий (т. 1 л.д. 111-189), письмо общества от 10.11.2011 N 7015 о подтверждении наличия экологического эффекта, направленные в управление, и ответ управления от 29.11.2011 N 04-1/23-8378 на указанное письмо (т. 2 л.д. 31-33).
Одновременно суды учли, что управление не опровергло размер корректировки и не представило доказательств невыполнения обществом плана природоохранных мероприятий или нарушения им данного плана.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суды правильно указали на то, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт выполнения обществом плана природоохранных мероприятий на 2011 год и наличие положительного заключения органа, уполномоченного утверждать корректировку платы, то есть обществом соблюдены условия, выполнение которых является основанием для уменьшения (корректировки) размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год.
Доводы кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2013 года по делу N А33-4327/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.