г. Иркутск |
|
19 марта 2014 г. |
N А19-22967/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарёва И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Магас" - Ласкиной Анны Александровны (доверенность от 28.01.2014), от администрации города Иркутска - Крюгер Максима Алексеевича (доверенность от 08.10.2013 N 059-72-685/13),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магас" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2013 года по делу N А19-22967/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магас" (ОГРН 1073810003706; далее - ООО "Магас", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Полярная, 95".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Бугаев Р.К., Преловский И.Н., Синкевич Н.М.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить полностью, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно отказано в удовлетворении заявления представителя ООО "Магас" о фальсификации доказательства - заявления Преловского И.Н. от 14.09.2012 об утверждении схемы земельного участка, что привело к принятию неправильного решения; судами не установлены основания и границы использования спорного земельного участка собственниками зданий, на них расположенных (ООО "Магас", Преловский И.Н., Синкевич Н.М.), а выводы судов о правомерности оспариваемого распоряжения основаны лишь на спорном первоочередном обращении Преловского И.Н. в администрацию города Иркутска, в то время как закон не связывает предоставление земельных участков под эксплуатацию зданий с датой обращения в соответствующий орган с заявлением о приватизации.
Администрацией города Иркутска представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором администрация указывает, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о фальсификации заявления, представителем общества не представлено; какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Магас" и расположенные на земельном участке, схема которого утверждена Преловскому И.Н., отсутствуют; просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Магас" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель администрации города Иркутска поддержал правовую позицию, содержащуюся в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 03169, 03170, 03172, 03173 уведомление о возврате почтового отправления N 03171; информация, размещённая на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 07.02.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "Магас" является собственником недвижимого имущества - административно-бытового корпуса (назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 729,3 кв. м., инв. N 25:401:001:010493590), расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.05.2011 серии 38 АД N 477365, а также склада готовой продукции (назначение: нежилое, 7-этажный, общая площадь 1835,1 кв. м., инв. N 11), расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Полярная, 95, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2012 серии 38 АД N 803572 (том 1, л. д. 23-24).
17.09.2012 ООО "Магас" обратилось в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Иркутска, ул. Полярная, 95, площадью 5393 кв.м., под эксплуатацию производственных и административных зданий: склад готовой продукции, административно-бытовой комплекс.
В ноябре 2012 года материалы кадастровых работ были возвращены заявителю без согласования с приложением письма комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 19.11.2012, в котором указано, что материалы по составлению схемы расположения указанного земельного участка возвращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска без согласования в связи с тем, что граница земельного участка не сведена со смежным земельным участком с кадастровым номером 38:36:000011:4207.
30.11.2012 общество обратилось в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска с письмом о предоставлении сведений о земельным участке с кадастровым номером 38:36:000011:4207, в ответ на которое комитет письмом от 17.12.2012 N 505-74-32532/12 сообщил, что распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 на основании заявления Преловского И.Н. была утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Полярная, 95, площадью 4335 кв.м. для эксплуатации железнодорожных путей.
29.10.2012 на основании указанного распоряжения от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Полярная, 95, площадью 4335 кв.м., был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 38:36:000011:4207.
Заявитель, полагая, что данное распоряжение от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 не соответствуют закону и нарушает его право на оформление земельного участка площадью 5393 кв.м. под эксплуатацию существующих зданий, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании указанного распоряжения незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления ООО "Магас", исходил из недоказанности факта нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим распоряжением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Постановлением администрации города Иркутска от 26.12.2011 N 031-06-3000/11 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения" (далее - административный регламент) установлен порядок обращения лиц за утверждением схемы расположения земельного участка.
В частности, пунктом 4.5 административного регламента предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель подает в уполномоченный орган заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных пунктом 6.1 раздела II административного регламента.
В силу пункта 4.6 административного регламента, уполномоченный орган в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска и выдает заявителю (представителю заявителя) либо готовит мотивированный отказ и направляет его заявителю посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или выдает его заявителю (представителю заявителя).
Как установлено судами, Преловский И.Н., также как и ООО "Магас", являлся собственником недвижимого имущества, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Полярная, 95, и в силу пункта 2 статьи 15, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имел исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположено его недвижимое имущество, в собственность.
Учитывая указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации, административного регламента, и отсутствие оснований для отказа Преловскому И.Н. в утверждении схемы расположения земельного участка, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска издано распоряжение от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Полярная, 95" в соответствии с которым утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Полярная, 95, площадью 4335 кв.м. для эксплуатации железнодорожных путей.
Полно и всесторонне исследовав, а также оценив в совокупности и взаимосвязи по правилам, предусмотренным главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Полярная, 95" незаконным.
Рассматривая требование ООО "Магас" о признании распоряжения от 24.10.2012 N 504-02-4228/12 незаконным, суды пришли к правильному выводу, что оно издано уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Суды не усмотрели нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; заявителем не представлены доказательства обратного. В данной части выводы судов также являются верными.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 названной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, предельные размеры земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Иркутска, ул. Полярная, 95, площадью 4335 кв.м. (для эксплуатации железнодорожных путей) были определены в соответствии с Нормами отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 06.08.2008 N 126, с учетом положений части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из вышеизложенного, утвердив схему земельного участка под эксплуатацию железнодорожных путей, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не лишил заявителя исключительного права на приобретение земельного участка под принадлежащим ему зданием в собственность, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценивая доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в том числе решения суда первой инстанции (л.д. 36-37), заявление о фальсификации доказательств было проверено судом в установленном арбитражно-процессуальном законодательстве порядке. При этом судом кассационной инстанции обращается внимание на то, что назначение и проведение судебной экспертизы является лишь одним из способов проверки заявления о фальсификации доказательств, который не является обязательным.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции, оценив представленные ответчиком копии заявления Преловского И.Н. от 14.09.2012 и выписки из системы автоматизированного документооборота ГРАН-ДОК, заключения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.12.2012 наряду с другими доказательствами и пояснениями сторон, а также сверив их на соответствие представленным оригиналам документов, не усмотрел каких-либо признаков фальсификации данных документов и отказал обществу в удовлетворении заявления о фальсификации доказательств.
Факт наличия на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений нескольких собственников не установлен судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость применения правовых позиций, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, необоснованна. Доводы о том, что судами не исследованы и не оценены кадастровая выписка о земельном участке, корректурный лист к схеме расположения земельного участка, снимки аэрофотосъемки по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 июля 2013 года по делу N А19-22967/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 названной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, предельные размеры земельного участка, расположенного в Ленинском районе города Иркутска, ул. Полярная, 95, площадью 4335 кв.м. (для эксплуатации железнодорожных путей) были определены в соответствии с Нормами отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 06.08.2008 N 126, с учетом положений части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из вышеизложенного, утвердив схему земельного участка под эксплуатацию железнодорожных путей, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не лишил заявителя исключительного права на приобретение земельного участка под принадлежащим ему зданием в собственность, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2014 г. N Ф02-655/14 по делу N А19-22967/2012