г. Иркутск |
|
25 марта 2014 г. |
N А74-2372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Шелега Д.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнауховой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Хабибулина Ю.В., секретарь судебного заседания Баранова Н.В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Стоматологическая поликлиника г. Черногорска" - Мироновой Светланы Юрьевны (доверенность от 25.01.2014); общества с ограниченной ответственностью "Центр Дент" - Гейль Светланы Андреевны (доверенность от 29.11.2013); общества с ограниченной ответственностью "Центр Дент+" - Сорокаева Виктора Петровича (доверенность от 14.03.2014); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Франскевич Ольги Павловны (доверенность от 14.06.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Стоматологическая поликлиника г. Черногорска", общества с ограниченной ответственностью "Центр Дент", общества с ограниченной ответственностью "Центр Дент+" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2013 года по делу N А74-2372/2013 Арбитражного суда Республики Хакасия (суд первой инстанции: Коршунова Т.Г.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Дунаева Л.А., Иванцова О.А.),
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Стоматологическая поликлиника города Черногорска" (г. Черногорск; ОГРН 1021900697037; далее - поликлиника), общество с ограниченной ответственностью "Центр Дент+" (г. Черногорск; ОГРН 1091903001596; далее - ООО "Центр Дент+"), общество с ограниченной ответственностью "Центр Дент" (г. Черногорск; ОГРН 1021900697697; далее - ООО "Центр Дент") обратились в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлениями о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (г. Абакан; ОГРН 1031900519243; далее - антимонопольный орган) от 06.03.2013 по делу N 40-А-Т-12.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 августа 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2013 года решение арбитражного суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Поликлиника, ООО "Центр Дент+" и ООО "Центр Дент" обратились с кассационными жалобами, в которых просят постановление суда апелляционной инстанции отменить с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Указанные лица оспаривают вывод суда о заключении ими как участниками аукционов и конкурсов антиконкурентного соглашения путем устной договоренности. Подробно доводы приведены в кассационных жалобах.
В отзывах на кассационные жалобы антимонопольный орган просит отказать в их удовлетворении, обжалуемый судебный акт - оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы кассационных жалоб и отзывов на них.
Кассационные жалобы рассмотрены в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, антимонопольным органом проведены внеплановые выездные проверки участников торгов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в г. Черногорске.
По итогам проведенных проверок приказом антимонопольного органа от 08.11.2012 N 310 возбуждено дело N 40-А-Т-12 в отношении поликлиники, ООО "Центр Дент" и ООО "Центр Дент+" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением антимонопольного органа от 06.03.2013 по делу N 40-А-Т-12 поликлиника и группа лиц в составе ООО "Центр Дент" и ООО "Центр Дент+" признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения и реализации соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах: открытых аукционах в электронной форме N 0380200000111000437, N 038020000011100445, N 0380200000111000588, открытых конкурсах N 0380200000111002770 (лоты 11, 12, 13), N 0380200000112000744 (лоты 4, 5, 6) на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в г. Черногорске в 2011 - 2012 годах.
Указанное решение поликлиника, ООО "Центр Дент" и ООО "Центр Дент+" оспорили в арбитражном суде.
Признавая решение антимонопольного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей, арбитражный суд первой инстанции исходил презумпции добросовестности указанных лиц при их участии в торгах, наличия объективных обстоятельств, объясняющих их поведение при проведении аукционов и конкурсов.
Отменяя решение арбитражного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции признал доказанным антимонопольным органом заключение поликлиникой и группой лиц антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Данный вывод суд мотивировал осведомленностью и фактическим поведением указанных лиц, позволившим каждому из них стать победителем в торгах по одному из лотов с правом заключить государственный контракт по начальной (максимальной) или приближенной к ней цене.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования поликлиники и обществ подлежат удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие решения антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов поликлиники и обществ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Правильно применяя нормы процессуального права, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался положениями Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Аналогичный запрет таких соглашений был установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ.
Статьей 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18).
Согласно материалам дела ООО "Центр Дент" и ООО "Центр Дент+" образуют группу лиц. Указанные общества и поликлиника являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке оказания стоматологических услуг в г. Черногорске Республики Хакасия.
В 2011 году проведены открытые аукционы в электронной форме N 0380200000111000437, N 038020000011100445, N 0380200000111000588 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в г. Черногорске на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в г. Черногорске.
На участие в аукционе N 0380200000111000437 с начальной (максимальной) суммой контракта 502 680 рублей подана только одна заявка ООО "Центр Дент+"; на участие в аукционе N 038020000011100445 с начальной (максимальной) суммой контракта 502 680 рублей подана только одна заявка поликлиники; на участие в аукционе N 0380200000111000588 с начальной (максимальной) суммой контракта 777 384 рубля подана только одна заявка ООО "Центр Дент".
Государственные контракты заключены с указанными лицами как с единственными участниками размещения заказа в соответствующих аукционах по начальной (максимальной) цене контракта.
В 2012 году проведены два открытых конкурса N 0380200000111002770 (лоты 11, 12, 13), N 0380200000112000744 (лоты 4, 5, 6) на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан в г. Черногорске.
Конкурсной документацией предусмотрено, что оценка конкурсных заявок проводится в соответствии с критериями: цена контракта, предложенная участником размещения заказа, деловая репутация участника размещения заказа и срок предоставления гарантий качества услуги.
По лоту 11 приняли участие поликлиника (снижение цены до 948 864 рублей или на 5%, представлено 17 благодарственных писем и почетных грамот, срок гарантий составил 24 месяца) и ООО "Центр Дент+" (снижение цены до 898 032 рублей или на 10%, писем - 3, срок гарантий - 60 месяцев). Победителем признано ООО "Центр Дент+".
По лоту 12 приняли участие поликлиника (снижение цены до 949 200 рублей или на 5%, писем - 17, срок гарантий - 24 месяца) и ООО "Центр Дент" (снижение цены до 898 350 рублей или на 10%, писем - 3, срок гарантий - 60 месяцев). Победителем признано ООО "Центр Дент".
По лоту 13 участие приняла только поликлиника без снижения начальной (максимальной) цены. Государственный контракт заключен с поликлиникой как с единственным участником торгов по максимальной цене контракта.
По лоту 4 приняли участие поликлиника (снижение цены на 1,8%, писем - 19, срок гарантий - 24 месяца) и ООО "Центр Дент" (снижение цены на 3,63%, писем - 10, срок гарантий - 120 месяцев). Победителем признано ООО "Центр Дент".
По лоту 5 приняли участие поликлиника (снижение цены на 1,8%, писем - 19, срок гарантий - 24 месяца) и ООО "Центр Дент+" (снижение цены на 3,63%, писем - 10, срок гарантий - 120 месяцев). Победителем признано ООО "Центр Дент+".
По лоту 6 участие приняла только поликлиника (снижение цены на 1,8%, писем 19, срок гарантий - 24 месяца), с которой заключен государственный контракт как с единственным участником размещения заказа по максимальной цене контракта.
Оценив данные обстоятельства, а также то, что поликлиника и группа лиц до проведения аукционов и конкурсов ранее принимали участие в иных торгах на право заключения аналогичных государственных контрактов и были осведомлены о действиях друг друга, суд апелляционной инстанции правомерно признал доказанным антимонопольным органом достижение указанными лицами соглашения, направленного на поддержание цен на торгах, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб, оспаривающие выводы суда апелляционной инстанции, подлежат отклонению как фактически направленные на переоценку установленных обстоятельств дела, тогда как суд кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по такой переоценке.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на обстоятельства, которые, по их мнению, свидетельствуют о том, что поведение участников торгов являлось добросовестным, подлежат отклонению, поскольку судом апелляционной инстанции при оценке данных доводов обоснованно учтено, что полученный итог аукционов и конкурсов вне сговора (взаимной информированности) заявителей невозможен, а исследованные и установленные факты свидетельствуют о направленности действий участников размещения заказов на поддержание цен на торгах. Фактические обстоятельства участия в торгах названных лиц свидетельствуют о заинтересованности каждого из них в наступившем результате их действий, а также обусловленности действий каждого из участников аукциона действиями друг друга.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2013 года по делу N А74-2372/2013 Арбитражного суда Республики Хакасия оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.